Разведки и добыча

Все сказанное относительно поисков в полной мере должно быть отнесено и к разведкам. Сколько-нибудь правильные разведки известны только для очень немногих самоцветов. Почти все месторождения наших цветных и драгоценных камней не были разведаны, и в большинстве случаев запасы ископаемого и его количественное и качественное распределение оставались неизвестными. Достаточно вспомнить об уральских яшмах, о мирового значения месторождении орлеца на Среднем Урале или о нефритах Прибайкалья, чтобы убедиться, как скудны были сведения о них.

В старые годы разведки камней, нередко с большим успехом, производились на Урале самими горщиками, людьми большого опыта и наблюдательности, умевшими по мельчайшим знакам узнавать свойства жил и предсказывать их богатство или бедность камнями.

Добыча самоцветов и отчасти цветных камней по общепринятому мнению могла иметь лишь кустарные формы. Этот ошибочный взгляд господствовал долгое время среди горной администрации, которая почему-то выделяла драгоценный камень из других видов полезных ископаемых и не допускала для него правильных форм эксплуатации, обязательных для других полезных ископаемых.

Основные формы эксплуатации месторождений драгоценных и цветных камней до1914 г. сводились к следующим: 1) крестьянская добыча на землях по «билетам»; 2) хищническая добыча (незаконная) безбилетных крестьян («хиты»); 3) мелкая артельная добыча; 4) разработки гранильных фабрик; 5) добыча из россыпей и сбор валунов.