Натуральные камни, имитации и синтетика

Натуральные камни, имитации и синтетика

АВАНТЮРИН

Зеленый авантюрин.

Коричневый авантюрин.

Имитации авантюрина: синий  —  «Ночи Каира» и коричневый «Золотой песок».

Имитации из авантюрина выглядят ярче и наряднее природного камня.

АДУЛЯР

При покупке адуляра Вас не должны смущать небольшие трещинки внутри камня. Именно это тонкопластинчатое строение создает эффект, напоминающий лунное свечение. В последнее время на рынке появилось огромное количество имитаций лунных камней. Отличить их от натуральных несложно: они прозрачные, равномерно окрашенные в голубой цвет с переливами, налиты «молоком», мало похожи на камень и скорее напоминают стекло.

АЛЕКСАНДРИТ

Любое ювелирное изделие с александритом  —  эксклюзивная вещь, доступная лишь избранным. Вставки из природного александрита в ювелирных изделиях  —  огромная редкость.

Гораздо проще купить синтезированный александрит  —  это выращенные в лабораторных условиях из природного сырья корунд или шпинель, которые так же, как природный александрит, меняют цвет при естественном и искусственном освещении и внешне совершенно ничем от него не отличаются. Такие камни вполне доступны покупателям со средним достатком. Отличить настоящий александрит от синтетического корунда или шпинели могут только специалисты с помощью рефрактометра.

АГАТ

Чем ярче окраска агатов, тем больше вероятность, что они окрашены.

АКВАМАРИН

Приобретая аквамарин нужно помнить, что практически все лучшие по цвету камни получены облучением или прокаливанием (до 400 — 500 °С) менее красивых кристаллов.

Имитации из стекла можно определить с помощью лупы. В них видны сферические блестящие пузырьки, в природных же аквамаринах такие пузырьки не встречаются. Стекло  —  плохой проводник тепла, и поэтому все имитации из него на ощупь кажутся теплыми, в отличие от настоящего аквамарина. Если камень ни во что не вправлен, нужно, удерживая пинцетом, прикоснуться к нему кончиком языка  —  настоящий камень должен быть холодным.

АМЕТИСТ

Специалисты отличают аметист от обычного фиолетового стекла с помощью лупы.

Для неспециалистов существует более простой способ: нужно попробовать царапнуть образец стальным ножом. Аметист, в отличие от стекла, тверже стали, и поэтому стальной нож на нем царапины не оставляет. К сожаленью, этот метод не дает ответ на вопрос  —  синтетический перед Вами камень или природный, так как по твердости они практически не отличаются.

В воде природные аметисты обесцвечиваются по краям. Это также один из способов отличить естественные аметисты от искусственных.

БИРЮЗА

По некоторым сведениям, на данный момент около 80% поступающей на рынок бирюзы  —  это облагороженные камни. Облагороженная и восстановленная бирюза  —  это камень, улучшенный при помощи пропитки смолами, маслами или парафином, а также окрашиванием.

К сожалению, в природе большие куски бирюзы не встречаются, поэтому мастера еще до нашей эры научились склеивать крупные изделия из мелких осколков. Мелкие частички бирюзовой крошки прессуют и окрашивают специальным красителем. Прессованная бирюза не только гораздо дешевле натуральной, но еще и прочнее, долговечнее, она почти не реагирует на влагу и тепло и имеет яркий ровный цвет.

Прессованная бирюза широко используется в украшениях среднего класса, например, в золотых изделиях, продающихся в наших ювелирных магазинах. За бирюзу выдают и другие окрашенные камни, например.

КВАРЦЕВЫЙ КОШАЧИЙ ГЛАЗ

Под названием «кошачий глаз» в недорогих ювелирных украшениях чаще всего используется его имитация из цветного стекла, которую нетрудно определить даже неспециалисту.

Никогда природный кварцевый кошачий глаз не бывает ярких цветов: синего, красного, зеленого. Имитации серого цвета по стоимости дороже цветных и труднее поддаются идентификации: синтетику часто принимают за природный камень, а совершенный природный камень  —  за имитацию.

ЖЕМЧУГ

Определить  —  выращенный жемчуг или природный  —  можно с помощью рентгена. На рентгеновском снимке у культивированной жемчужины обычно видна разделительная полоса между ядром и выращенным слоем.

А вот отличить имитацию от натурального жемчуга можно, попробовав «на зуб»: зуб скользит по имитации и «цепляется» за шероховатую поверхность натурального жемчуга. На поверхности имитации не видны линии слоев роста и зернистые структуры, присущие натуральному жемчугу.

ГАГАТ

В качестве имитаций гагата чаще всего используют эбонит, черное стекло и черный оникс.

Оникс невозможно спутать с гагатом, поскольку он холоднее на ощупь и значительно тяжелее. В отличие от гагата, он не царапается булавкой.

При прикосновении нагретой иглы пластмасса пахнет карболкой, эбонит  —  горелой резиной, а не горящим углем, как гагат.

Не представляет особого труда отличить гагат и от черного стекла (его называют «французский гагат»). Стекло более тяжелое, холодное на ощупь и хрупкое. Оно тверже гагата и не царапается булавкой.

КОРАЛЛЫ

Одним из отличительных признаков искусственных кораллов является отсутствие сетчатого рисунка, характерного для природных кораллов.

Основными материалами для имитаций являются фарфор, пластик, стекло, а также прессованные (из коралловой стружки) кораллы. В самом худшем варианте  —  это пластмасса красного или оранжевого цвета. Если прикоснуться к бусинке нагретой иглой, то появятся черная точка и запах паленой пластмассы, чего не происходит с кораллами натуральными.

Во-вторых, это может быть так называемый прессованный коралл  —  спрессованный и прокрашенный под цвет благородного коралла порошок кальцита. Такой камень будет несколько легче натурального.

Очень часто белые кораллы облагораживают  —  прокрашивают их в благородные розовые, оранжевые и красные цвета. Со временем окраска может выцвести. Если опустить такой коралл в горячую воду, он оставляет красный след.

ЛАЗУРИТ

Для улучшения цвета лазурит иногда облагораживают. Бледно-голубые камни в результате нагревания становятся синими, но в некоторых случаях нагревание может привести к появлению некрасивого зеленоватого оттенка.

Чтобы скрыть трещины, иногда для пропитки используют бесцветный и цветной воск. При подкрашивании чаще всего используют анилиновые красители, чтобы улучшить цвет и скрыть белые пятна кальцита. Обычно такие красители видны в трещинах и оставляют след, если камень погрузить в горячую воду. Поверхностно окрашенный лазурит на влажной коже оставит синий след.

МАЛАХИТ

Имитации малахита производят из стекла или пластмассы и нередко продают по цене настоящего малахита.

От пластмассы малахит отличить несложно. Если к тыльной стороне руки прижать малахит, он покажется холодным, а пластмасса  —  теплой.

Если на рисунке камня видны прозрачные участки  —  это прямое указание на то, что перед Вами стекло, так как малахит не прозрачен.

Так называемый «прессованный малахит» легче натурального, это ощущается, как только Вы возьмете в руки изделие, не оправленное в металл, например бусы.

НЕФРИТ

От других камней, похожих на него, нефрит отличатся особым блеском. У большинства камней, похожих на нефрит, он стеклянный, а у нефрита сальный.

РУБИН

Отличить рубины природные от их синтетических аналогов  —  задача непростая.

Во-первых, надо помнить, что чистые густо окрашенные крупные рубины в природе встречаются крайне редко и стоят очень дорого, а синтетические корунды выглядят безупречно. В Советском Союзе синтетические камни с лихвой компенсировали недостаток натуральных рубинов, купить их можно было в каждом ювелирном магазине.

САПФИР

Невооруженным глазом отличить синтетический сапфир от природного только по внешним характеристикам очень трудно, но возможно. Практически не существует синтетических камней без пузырьков воздуха, их можно обнаружить с помощью лупы с небольшим увеличением. Форма у них сферическая. В натуральном камне они редко бывают круглыми, и это является верным признаком искусственного камня.

ТОПАЗ

Топазы часто облагораживают для получения более насыщенных цветов. Из камней получают ярко-синие, ярко-оранжевые (цвет империала), розовые, фиолетовые, зеленые. Сегодня, по большей части, на ювелирном рынке представлены облагороженные топазы.

Распознать облагороженные топазы  —  задача, непростая даже для специалистов. Покупателям и коллекционерам прежде всего необходимо обращать внимание на интенсивность окраски камней. Окраска натуральных топазов не резкая, «химическая», а мягкая и естественная. Поэтому, чтобы не возникало недоразумений при покупке, стоит помнить, что цвет большинства голубых топазов получен путем облагораживания, поскольку насыщенно голубые топазы в природе встречаются не часто  —  и стоят значительно дороже.

ЦИТРИН

Приобретая цитрин, нужно быть внимательным, так как вместо него можно купить обожженный аметист, дымчатый кварц или морион. Сегодня большая часть поступающих в продажу цитринов  —  это обработанные аметисты и дымчатые кварцы. Отличить такие камни от природного цитрина несложно. У всех термически обработанных камней окраска более густая, и заметен красноватый оттенок. Природные цитрины обычно бледно-желтые.

ХРИЗОПРАЗ

В последнее время на рынке камней появилось много хризопразов из Индии и других восточных стран. Они непрозрачные и мутновато-зеленые. Как правило, это искусственно окрашенные камни, которые быстро теряют цвет и не обладают свойствами хризопразов.

ЯНТАРЬ

Существует три вида янтаря: натуральный, прессованный и копал. Все остальное  —  пластмасса. Самые дорогие украшения изготавливаются из самородков янтаря.

Натуральные необработанные самородки имеют непрезентабельный вид: они покрыты серовато-желтой коркой и совершенно непохожи на ценные камни. Наиболее распространенная подделка под самородок  —  прессованный, или плавленый, янтарь. От натурального он отличается отсутствием включений и более равномерным цветом.

Копал  —  затвердевшая смола некоторых тропических и субтропических растений, внешне похожая на янтарь, но более легкая, менее твердая, легкоплавкая. На 3 секунды наносим каплю ацетона и вытираем. Если осталось пятно  —  это копал.

Новейшие подделки созданы из современных видов пластмасс. Результат бывает потрясающим  —  от натурального янтаря не отличить. Но проверить все же можно. Пластмассовые бусы из полиэфирной или эпоксидной СМОЛЫ, если взять их в руки, кажутся тяжелее янтарных, поскольку плотность у пластмассы выше. Если прикоснуться к образцу нагретой иглой, янтарь пахнет канифолью, а пластмасса  —  паленой пластмассой. Пластмассы и современные смолы имеют более высокую, чем янтарь, плотность и будут тонуть в соляном растворе (10 чайных ложек поваренной соли на стакан воды).