Горный хрусталь в искусстве

Применения горного хрусталя очень различны, и можно было бы написать целые тома, посвященные горному хрусталю в истории культуры, начиная с каменного века, когда изготовлялись красивые прозрачные наконечники стрел, и кончая замечательными геммами и т. д.
Благодаря своей лучезарной чистоте и чрезвычайной твердости горный хрусталь с древнейших времен ценился как прекрасный материал для художественной обработки; художники, умевшие использовать все особенности строения хрусталя, достигали поразительных по красоте эффектов, усугубляющихся при круглой шлифовке, которая вызывает более сильный блеск в хрустале, нежели грань.
С незапамятных времен горный хрусталь и другие разновидности кварца употреблялись как материал для ценных произведений искусства. Известно много прекрасных резных вещей из хрусталя, относимых к древней микенской эре греческой истории. Горный хрусталь, по убеждению греков и римлян, был символом скромности и чистоты; он вызывал удивление не только у народов Греции и Рима, но также Индии, Китая и Египта. Греки и римляне издавна применяли горный хрусталь для украшений и печатей; с особой любовью относились они к чашам и вазам из хрусталя, которые покрывали прекрасной резьбой.

Известно, что Нерону принадлежали два редких и прекрасных кубка для питья, сделанных из лишенного изъянов кристалла горного хрусталя.
Одним из красивейших римских предметов, когда-либо сделанных из одного кристалла кварца, была урна около 30 см в диаметре и 27 см высотой, которая хранится сейчас среди национальных драгоценностей Франции. Европейскими мастерами XI- XV вв. были созданы прекрасные изделия из горного хрусталя. На первом месте следует назвать всякого рода чаши, бокалы и вазы тех времен, когда стекло или не было изобретено, или обработка его находилась лишь в зачаточном состоянии. Но и впоследствии хрустальные сосуды принадлежали к самым излюбленным и ценным предметам роскоши и культа. Как в Европе, так и в Китае хрусталь очень часто обрабатывался в виде печатей; он особенно пригоден для этой цели, так как отлично принимает гравировку и полировку, что имеет важное значение для изделий этого рода. Кроме того, хрусталь, наряду с драгоценными камнями, в старину употреблялся для всякого рода украшений и шлифовался в виде бриллианта и розы, реже в форме кабошонов. Большую роль играла в X- XV вв. резьба на горном хрустале; художники-резчики искусно наносили рисунок, не только усиливая красоту камня, но и скрывая его недостатки. В средние века горный хрусталь стал широко применяться для изготовления церковных чаш, светильников, торшеров, для украшения оружия и уздечек. Нередко под прозрачные камни из хрусталя подкладывалась фольга красных, золотистых, желтых и зеленых тонов, благодаря чему такие камни приобретали характер настоящих самоцветов.
Художественная обработка горного хрусталя особенно расцвела в X-XII вв. на Востоке и в Византии, откуда она была перенесена в Венецию и Милан (например, знаменитые изделия в церкви св. Марка).

Долгое время центром обработки был Милан вследствие его близости к альпийским месторождениям горного хрусталя. В этом же городе начали обрабатывать хрусталь для оптических целей. В средние века мы встречаем горный хрусталь круглой шлифовки и в королевских венцах и сокровищницах знати наряду со всеми тогда известными драгоценными камнями; он ценился не ниже их. В эпоху Возрождения, когда усилилась жажда красоты и появился исключительный интерес ко всему у что могло бы послужить искусству, выдающуюся роль в Италии стали играть хрустальные сосуды. Большинство крупных предметов того времени — итальянского или французского происхождения. Вскоре, однако, хрусталь и его обработка стали известны и в Германии, особенно в Нюрнберге и Аугсбурге, центрах процветавшего в годы Возрождения производства золотых и серебряных изделий. Хрустальные сосуды сочетались с красивыми золотыми оправами, которые часто украшались эмалью и алмазами, изумрудами и рубинами. О любви к таким сосудам свидетельствуют образцы, составляющие гордость княжеских сокровищниц и «кунсткамер». Среди крупных изделий из горного хрусталя в России следует отметить хранящийся в Оружейной палате самовар Петра I. На церкви Вознесения в Петербурге были хрустальные кресты, на которые пошли гальки чистейшей воды из россыпей Среднего Урала. За шесть галек в 15 кг заплатили 200 руб. золотом, так как комиссионерам Петергофской фабрики с трудом удалось скупить в 1902 г. материал нужной величины; в это время большие гальки горного хрусталя попадались уже крайне редко. Особенно замечателен большой крест над главным иконостасом, состоящий из 116 камней. Вероятно, лучшим образцом резного русского мастерства является печать, изображающая Атласа, несущего земной шар. Китайские камнерезы выполняли на протяжении столетий прекрасные произведения искусства из прозрачного кварца, как то: вазы, табакерки, чернильницы, кадила, подвески и фигурки. Все эти предметы (за исключением чернильниц) делались также из дымчатого кварца, аметиста и розового кварца. Широкое распространение в Китае изделий из горного хрусталя можно объяснить тем, что стекло стало обрабатываться здесь лишь после VII в., а до этого прозрачный хрусталь оставался незаменимым материалом.
В Мексике известно очень древнее изображение человеческого черепа, вырезанное из горного хрусталя. Этот череп являлся предметом величайшего почитания местных обитателей, приписывавших ему какое-то, не вполне понятное, религиозное значение. С древнейших времен изделиями из хрусталя славилась Индия, пользовавшаяся этим материалом для небольших художественных предметов. До конца XIX в. он обрабатывался в гранильных мастерских, особенно в Шанджорском округе Мадраса, где его главным образом шлифовали в виде бриллиантов, роз и кабошонов. В старину г. Дели славился искусной обработкой хрусталя; почти все дошедшие до нас изделия индийского происхождения изготовлены в Дели из материала, добытого в Аурангпуре, в 15 милях от Дели. Этот хрусталь, отличавшийся прозрачностью и встречавшийся в больших кристаллах, шел на изготовление чаш, ваз и бокалов. В Индии горный хрусталь добывался и из других месторождений — в Кашмире и Непале. Среди произведений искусства из хрусталя ничто не привлекает такого внимания, как прекрасные шары из кристаллов прозрачного кварца. На заре истории индусы знали уже «читающие шары». Для той же цели они употреблялись предсказателями Греции и Рима. Даже в наше время небольшие шары пользуются значительным спросом. Шары свыше 15 см в диаметре так редки и великолепны, если они лишены изъянов, что занимают видное место в наиболее ценных коллекциях произведений искусства и имеют иногда почти баснословную стоимость.

Для изготовления такого шара прежде всего требуется большой кристалл, лишенный изъянов, который сам по себе представляет немалую ценность. Процесс придания ему совершенно круглой формы требовал раньше многих месяцев терпения и тяжелых усилий со стороны гранильщика. Очень трудно найти кусок прозрачного кварца для больших шаров, в связи с чем цена на шары резко возрастает, когда их диаметр превышает 7-8 см. До 20-х годов настоящего столетия основными поставщиками таких изделий были японцы, а в более позднее время их преимущественно изготовляли во Франции и Германии из горного хрусталя, доставляемого из Бразилии и с Мадагаскара. Старый метод производства, употреблявшийся японцами, был чрезвычайно кропотлив. Он начинался с околки кристалла при помощи молотка и зубила, после чего ему придавали гладкую шарообразную форму путем обработки песком с водой в железном лотке, затем шлифовали шар наждаком и заканчивали отделку, полируя вручную гематитом. В Европе современные гранильщики, применяя способ шлифовки кольцом или трубой, за неделю или две могут сделать хрустальный шар, на что раньше, при более примитивных методах, требовались целые годы. На выставке в Филадельфии в 1876 г. был показан шар, диаметром в 18 см, из безупречного горного хрусталя; он красовался на возвышении, окруженный всевозможными украшениями из прозрачного кварца; этот шар был европейского производства. На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. экспонировался крупнейший в США хрустальный шар; он имел немного больше 16,5 см в диаметре. В настоящее время самый крупный в США шар находится в Национальном музее в Вашингтоне; он имеет 33 см в диаметре и весит 48,5 кг. Один из крупнейших авторитетов по самоцветам Г. Кунц утверждал, что самый выдающийся шар из горного хрусталя, диаметром в 75 см, сделан в Японии из материала Бирмы. Шары, сделанные из хрусталя, применялись для охлаждения рук в жаркие дни, а также в качестве зажигательных стекол, которыми прижигались раны и разжигались жертвенники. В древнем Риме у женщин было принято носить в руках кварцевые шары «ввиду их освежающей прохлады». Подобным же образом японские вышивальщицы оберегали свои руки от потения при помощи хрустальных шаров. Ювелиры и знатоки, желая проверить подлинность горного хрусталя в различных изделиях, прикладывают их к щеке. От настоящего кварца получается характерное ощущение прохлады, которого не дают предметы, сделанные из стекла. Но стеклянную имитацию хрустальных шаров можно обнаружить и другим простым способом: стекло всегда содержит мелкие круглые пузырьки, которые можно заметить при помощи сильной ручной лупы, тогда как чистый кварц не должен иметь таких пузырьков.

В XVII в. заметно падает интерес к горному хрусталю; в XVIII в. хрусталь применялся только для табакерок или для люстр и почти вышел из употребления. Не надолго он снова сделался модным в конце XVIII в., когда любовь к резным камням дошла до крайних пределов. В настоящее время художественная промышленность окончательно забросила этот прекрасный материал. Высококачественное стекло — «баккара», или «богемский хрусталь», начиная с XIX в. заменило природный горный хрусталь — кварц; химия в этом случае победила природу. Кварц в искусстве — в прошлом; кварц в технике, наоборот, в будущем. Из истории аметиста. Во все времена, особенно же в средние века, цветная разновидность горного хрусталя — аметист был любимым камнем в монастырях и королевских дворцах.
Знаменитый аметист, украшающий британскую корону, является, вероятно, старейшей из коронных драгоценностей Англии. В XVIII в. аметист ценился почти столь же высоко, как алмаз. Например, великолепное аметистовое ожерелье, сделанное для королевы Англии Шарлотты, стоило около 20 тыс. руб. золотом; позднее подобное ожерелье не стоило и одной десятой этой суммы. Такое падение цены на аметисты в значительной мере было вызвано открытием их богатых месторождений в Бразилии и Уругвае.

Среди служителей церкви аметист пользуется особым почетом; им украшают алтари и церковную утварь. В Вес-Бенде, штат Айова (США), десятки тысяч аметистовых кристаллов и полированных агатов были использованы в украшениях одной из церквей. Несомненно, это одна из крупнейших и ценнейших в США коллекций кварцевых кристаллов. «Кольцо рыболова», т. е. кольцо римского папы, и кольца, даваемые кардиналам при их введении в сан, украшены аметистами.
Самое название «аметист» связано с греческими словами: «не-опьянять»; в средние века считалось, что этот камень сохраняет и защищает мужчину от пьянства. В католических странах часто можно было видеть в перстнях хорошие аметисты. Камни с включениями. Совершенно исключительный интерес вызывали кристаллы горного хрусталя с включениями; в конце XVIII в. на них была мода, увлекавшая самые разнообразные круги Франции, Германии и особенно России. Эти камни с включениями шлифовали как обычные драгоценные камни, при этом старательно приближали красивые включения к поверхности камня. Безделушки из таких камней пользовались большим успехом во второй половине XVIII в., когда Жан-Жак Руссо создал моду выставлять напоказ свой интерес к науке и любовь к природе. Поэтому в эпоху Екатерины II мы всюду встречаем «моховой» хрусталь, «рафалит» и волосатик, вставленные в кольца, браслеты, пуговицы, цепочки, табакерки и т. п. Их любили как «чудеса природы», и они считались доказательством образованности их обладателей.


Камни, шлифованные в виде сердечка, с игольчатыми включениями, так называемые Heches d’amour («стрелы Амура»), были излюбленными украшениями в начале XIX в. в Москве и Петербурге. Особенно в моде был светлый аметист, т. е. горный хрусталь бледно-сиреневого цвета, добываемый на Волк-острове Онежского озера, где отдельные его кристаллы встречаются в почве; в них включены тонкие, длинные кристаллы минерала гётита (названного в честь Гёте). В Эрмитаже сохранилось множество таких камней, украшающих кольца, табакерки, коробочки и т. д. Иероглифы земли. Выше мы говорили о любопытных включениях в кристаллах горного хрусталя. Но кристаллы сами могут быть включениями в другие минералы, что приводит к образованию интереснейшей по красоте и научному значению разновидности пегматитовой породы, которая носит название письменного гранита. В ней оригинальные веретенообразные кристаллы кварца закономерно прорастают полевой шпат. Об этой породе упоминали старинные рукописи и книги, а с XVIII в. в минералогиях отмечался «еврейский камень», или «письменный гранит». Письменный гранит издавна обращал на себя внимание благодаря своеобразной структуре, как бы напоминающей старые еврейские письмена. Особенно привлек к себе внимание с 1784 г.: зеленоватый гранит с амазонским камнем, найденный на Южном Урале, описанный в старых научных журналах Петербурга и в изданиях Парижской академии наук.
В Эрмитаже достойны внимания вазы, сделанные из этого камня на Петергофской или Екатеринбургской фабрике в 80-х годах XIX в.