Бирюза — камень востока

Синий и зеленый камень тесно переплетаются между собой не только в природе, но и в восприятии человека. Где надлежит говорить о бирюзе — в очерке ли о зеленых или о синих камнях, когда одни ее разновидности отличаются чисто небесным цветом, а другие, излюбленные Мексикой, сливаются с зелеными самоцветами? В течение всей истории человечества бирюза в ее голубых и зеленовато-голубых разновидностях постоянно смешивалась с другими сине-зелеными камнями и нередко носила общее с ними название. «Мафек», или «мафкат», ее называли египтяне, «дуклии» — апаши, «гиу» (gyu) — тибетцы, «угхиу» (ughiu) — монголы, «лю-зунг-ши» (lii-sung-shi) — китайцы. Наконец, все народы Ближнего Востока и Индии на санскритском, персидском, арабском, армянском, афганском и турецком языках называют бирюзу терминами, в которых слышится слово «бирюза»; у персов оно звучит как «фероза» (ferozah), у арабов — «фирузедж» (firuzedje). Только начиная с XIII и XIV вв., когда бирюза стала проникать на Запад через турецких торговцев, она получила название у немцев, англичан и французов «тюркис», или «тюркуаз» (от слова «Турция»), а у японцев — «туркодама». Бирюза — камень нежно-голубого, чистого тона, который так любили персы, сравнивая его с небесным сводом, недоступным для человека. Зеленоватые отливы приближают его к мутным голубоватым цветам бурных потоков, стекающих с ледников Кавказа, Гималаев и Альп. Три мировых центра владели в истории человечества этим камнем неба. Самый крупный центр, еще и сейчас играющий главную роль на рынке бирюзы, — это знаменитые бирюзовые копи около Нишапура в Иране, где добывалась голубая бирюза — национальный камень иранского народа. Старое поверье говорит, что «бирюза — кости тех людей, которые умерли от любви». С ней связан ряд таинственных свойств талисмана, и нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем персидская бирюза. Еще арабский писатель средневековья писал: «Это — красивый зеленый камень с оттенком синевы; рудники его — в земле Хорасанской. Цвет его становится чистым в зависимости от чистоты воздуха; когда воздух перестает быть прозрачным, камень теряет свой блеск. Он полезен для глаз, если растереть его вместе с мазью и смазать им глаза. Цари не употребляют его в своей одежде, так как он уменьшает уважение к ним». «Бирюзы значенье голубой — счастье в дом наш принесет с собой», — писал в XII в. Низами. К этим словам наш народ добавлял: «Не обеднеет никогда рука, на которой перстень с бирюзой». В лапидарии XIV в. говорится о той роли, которую играла в Персии и Самарканде бирюза как амулет для лошадей. Недаром уздечки и седла в древнем Иране, да и в нашей Средней Азии, украшались бирюзовыми камнями, которые должны были сделать лошадь выносливой и верной. Как солнце совершает свой быстрый путь по небесному своду, так стремителен бег лошади по земле, если ее уздечка украшена бирюзой.

Все эти легенды, сказания, суеверия широко распространялись по всему Ближнему Востоку: Ирану, странам Средней Азии, Кавказа и Турции, вплоть до Палестины и Египта, где был своеобразный культ бирюзы. Арабы принесли с собою в Испанию любовь к бирюзе; ее тона сказались на украшениях Альгамбры в голубых цветах испанского искусства.
Вплоть до XX в. Восток оставался верным своему камню. В Мешхеде, Самарканде и Тегеране был главный рынок голубого камня. Специалисты хорошо различали отдельные разновидности: высший сорт бирюзы — абу-изхаки, зеленоватую бирюзу — сулей-мани, сорт с золотистым оттенком — дернули, белесоватого цвета — обдул-хамиди и т. д. Это увлечение иранских и среднеазиатских народов бирюзой привело к тщательным поискам новых месторождений. С XI в. Фергана и, в частности, Ход-жент сделались новым центром «добычи» бирюзы; но только в последние годы экспедициям Академии наук удалось открыть старые бирюзовые копушки, затерянные в безводных горах пустыни Кизыл-Кум и в предгорьях Алайских хребтов. Но восточная Азия — не единственный источник «небесного» камня; гораздо ранее открытия персидских копей Нишапу-ра человечество узнало бирюзу Синайского п-ова. Здесь египтянами еще за три-четыре тысячелетия до н. э. разрабатывались копи бирюзы в шести днях караванного пути от Суэца. В красных нубийских песчаниках, в области, богатой медными рудами, еще во времена первой династии, т. е. примерно за 3 тыс. лет до н. э., была найдена первая бирюза. Голубые скарабеи (жуки) древнего Египта положили начало культу этого камня, за которым посылались тысячи пленных рабов в безводные пустыни Синаи. Долгое время Нишапур и Синая были единственными источниками бирюзы, известными культурному миру. Однако за последние, столетия выявился новый обширный район месторождений бирюзы — в Мексике и южных штатах Северной Америки.
В древних мексиканских гробницах и капищах были найдены замечательные мозаики, изображающие лица неведомых ацтеков. Самый тип этих древнейших мозаик Америки очень своеобразен; для мозаики использовались разнообразные минералы, среди которых преобладала бирюза то голубого, то зеленого цвета. Вместе с бирюзой для мозаики применяли еще перламутр разного цвета, малахит, кусочки золота, железистый кремень, стекло, коралл, кость, зубы акул, жемчужины, обсидиан, берилл, гранат и изумруд. Из этих разнородных материалов создавалась своеобразная маска, вероятно портрет умершего вождя.

В штатах Аризона и Новая Мексика были открыты богатые месторождения голубой бирюзы и близких к ней минералов (фосфатов глинозема, окрашенных солями меди), использованных в описанных мозаиках. Эти камни за последние годы получили широкое применение в различных мелких украшениях американских ювелиров, широко применяющих их вместе с золотом или серебром. Мексиканская бирюза отличается замечательной пятнистой окраской, в которой красновато-бурые пятна сплетаются в сложный витиеватый рисунок среди чистого голубого тона. Это аматрикс, который чтили индейские племена Аризоны и Новой Мексики; сейчас он используется в ожерельях и браслетах. Таковы известные теперь три центра добычи бирюзы: Иран и соседние районы Средней Азии, пустыня Синая и лежащие на противоположном берегу Красного моря части Нубийской пустыни и, наконец, южные штаты США и Мексика. Много тысячелетий бирюза играла большую роль в истории культуры. Она никогда не сходила с мировых рынков; всегда с ней были связаны легенды, суеверия и чудесные рассказы. Эти легенды не только таятся в древних мусульманских и арабских рукописях (почти за две тысячи лет до н. э.), — они сохраняются доныне, подобно легендам про другой камень — опал, подчиняя суеверию и ювелиров, и легковерных любителей камня. Еще в начале XX в. в английских газетах печаталось объявление о лечении разных болезней при помощи бирюзы и восстановлении цвета камней, потерявших свой нежный голубой оттенок. В сущности оно повторяло то, что писал в «Сокровищнице лекарств» примерно тысячу лет назад Матла-Ул-Улум-Ва-Маджа-Ул-Фунум (в переводе А. Семенова, 1912): «Ношение ее подвешенной укрепляет сердце, устраняет страх, дает победу над врагами, предохраняет от потопления и ударов молнии. Бирюза препятствует приближению змеи и скорпиона к ее обладателю. Если на бирюзу взять немного сурьмы и намазать последнею веки, то для глаз бывает большая польза. Созерцание бирюзы по утрам способствует сохранению зрения и увеличению его силы. Если, имея при себе бирюзу, увидать новую луну, то это знаменует счастье и благополучие в наступающем месяце». Много легенд связано с собственной «жизнью» бирюзы. Они говорят о том, что бирюза бывает «новая и зрелая», бывает и «молодая, непостоянная, теряющая свой цвет»; бирюза якобы легко «умирает», а от действия горячих масел, мыла, влаги и крепких запахов разрушается, постепенно зеленеет и потом распадается. В Иране этот любимый камень с особым искусством «оживлялся» и подделывался самыми разнообразными методами. В этих легендах есть некоторая доля правды. Бирюза действительно довольно неустойчивое химическое соединение. Она легко впитывает в себя различные жиры, легко поглощает влагу, под действием угольной кислоты теряет свой небесно-голубой цвет и делается зеленой. Бирюза поглощает различные краски и соли меди, ее легко подделать, временно изменить ее тон и оживить окраску. В основе легенд о зрелости и смерти бирюзы лежат еще мало известные физико-химические свойства этого камня. Может быть, многие из этих фантазий, связанных с бирюзой, получат объяснение, когда этот камень будет глубоко изучен минералогами и химиками.