Черные камни

По сравнению с белоснежным мрамором редки камни черного цвета, то матовые, как уголь, то сверкающие черным блестящим цветом антрацита. Природа скупо дарит нас черными камнями, и лишь немногие из них привлекают наше внимание своим бархатистым или сверкающим блеском. Перечислим наиболее характерные из них.
1. Черный алмаз — очень редкий, искристый, сверкающий полуметаллический камень.
2. Гагат — буровато-черный уголь, прекрасно поддающийся обработке, один из излюбленных черных камней древности.
3. Графит — сверкающий как металл, мягкий, непрозрачный камень, который изредка обрабатывался на мелкие изделия,
4. Черный опал — с золотисто-искристыми жилками, из пустынь Австралии. Излюбленный камень США.
5. Черный оникс (агат) — стекловатый или черно-серый камень.
6. Черная или черно-зеленая шпинель — камень, редко используемый в ювелирном деле.
7. Черный гранат-меланит — излюбленный материал для четок и других изделий в католических церквах.
8. Черный шерл (турмалин) — черного или пепельного цвета.
9. Обсидиан — природное стекло, то черное, то серебристое.
10. Черный мрамор — различных тонов и структур; особенно отметим холодно-черные тона мрамора Пиренеев и более теплые — мрамора Бельгии.
11. Черный «базальт» Египта — прекрасный материал для скульптуры, подобный чугуну.
Издавна для черной раскраски камня использовали черные глины с примесью частиц угля или графита. Путем восстановления окиси железа достигался блестящий черный тон магнитной окиси, который характеризует лучшие керамические вазы древней Греции. Эти черные глиняные изделия при правильном обжиге хороши по цвету и издают настолько чистый звук при ударе, что кажутся настоящим черным камнем. Графит. Изредка использовался для художественных изделий природный чистый графит. Упоминавшийся нами Алибер организовал художественную обработку особо ценных и однородных кусков ботогольского графита. Эти разнообразные и очень тонкие изделия, начиная с птичек, чаш и ваз и кончая художественными барельефами, экспонировались на выставках в Иркутске в 1860 г., а также в Петербурге и Лондоне в 1862 г. Самая замечательная группа была передана Алибе-ром после Лондонской выставки в Музей искусств и ремесел в Париже и состояла из большого постамента с рядом аллегорических изображений. Она весила 600 кг и была доставлена в Париж гужевым транспортом через Москву в 100 ящиках.

Алибер щедро раздавал свои изделия, и в большинстве крупных музеев Европы красовались «горки» из ботогольского графита с рекламами о сибирских карандашах. Столь же замечательны были изделия из курейского графита, привезенные известным пионером освоения Сибири, купцом Сидоровым. Вот что писал один английский журналист после осмотра всемирной выставки в Лондоне (1862 г.): «Россия опять нас удивила. В 1851 г. она щеголяла изделиями из малахита, великолепными ларцами и столами; ныне она поражает огромными кусками графита и большим валуном нефрита из Сибири, из которых превосходные художественные изделия выставлены в Лондоне; ваза, имеющая не менее 90 см в поперечнике, наполненная живыми цветами, колонна коринфского ордена до 300 см вышиной и несколько мелких вещей в витрине, отчасти в сыром или полированном виде, отчасти в разнообразных изделиях из графита, который, как известно, употреблялся на выделку карандашей, так как доселе получались в Европе только мелкие куски его в виде призм. Сидоров, выставивший эти куски графита необыкновенной величины, является счастливым владельцем величайшей и обильнейшей графитной ломки на берегах Енисея, в Сибири; но особенно замечательно, что из такого материала могло быть изготовлено такое превосходное художественное изделие, как эта ваза в стиле Боргезе, а еще удивительнее, что ее за несколько тысяч километров могли доставить на Лондонскую выставку без малейшего повреждения». Гагат и обсидиан. Гагат, смолистый уголь, является прекрасным поделочным материалом, который издавна имел широкое применение для бус, четок, браслетов, ожерелий, брошек и других мелких изделий. Легкость обработки, напоминающая обработку твердых пород дерева, малый удельный вес, красивая черная полировка, легко восстанавливаемая в изделиях, привлекли внимание к гагату еще за тысячу лет до н. э.
Особый интерес к гагату проявил и ряд иркутских деятелей, по инициативе которых были организованы сначала в Иркутске, а потом в Кашире специальные мастерские. Вот что пишет А. Могилев об иркутском гагате: «Проф. Иркутского гос. университета Б. Э. Петри в своем очерке «Далекое прошлое Прибайкалья» сообщает о найденном им гагате при раскопке в окрестностях деревни Кунта (Бур.-Монг. АССР) и на земле улуса Шахтой Эхирит-Булагатского аймака — маховичков-пряслиц к веретенам с орхонскими письменами (III-V вв. н. э.). Поделка различных изделий из гагата не прекращалась народами, населяющими наш край, до настоящего времени, но точных указаний на это у нас нет, и только в 90-х годах прошлого столетия изделия из гагата появляются в истории нашего города. Так, построенный в это время иркутский собор был украшен по панелям иконостаса гагатом; из него же были сделаны резные украшения. С тех пор и до осени 1924 г. производством изделий из гагата в Иркутске никто не занимался, и лишь с этого времени автор этой заметки начал выделку из гагата различных изделий».

В 1925-1940 гг. многократно возникали в Иркутске мастерские по обработке гагата, причем выполнялись различные вещи и даже инструменты: трубки, мундштуки, разрезные ножи, хирургические и электрические приборы и т. д. Большие глыбы гагата могут распиливаться на плиты красивого черного тона для облицовок. Огромные запасы балаханского гагата (окрестности Иркутска) и его высокие технические свойства заставляют обратить особое внимание на воссоздание промышленности гагата, тем более что его месторождения известны не только в районе Иркутска, но и по течению р. Лены, на Урале (Алапаевск), на Кавказе (Кутаиси), в Крыму (Симферополь) и др. Интересно отметить, что гагат на Кавказе нередко называется «гешир»; это слово, вероятно, происходит от армянского «геширы», т. е. ночь (черный камень). Черный обсидиан, известный уже за 2 тыс. лет до н. э., имел большое значение в истории кавказской и закавказской культуры. Прекрасные изделия из обсидиана — стрелы, бусы, молотки — не только раскрывают историю прошлого, но и намечают новые области применения этого камня. Художественные вещицы из обсидиана фирмы Фаберже, отливающие серебром, позволяют считать этот камень ценным поделочным материалом. Закавказье располагает многочисленными месторождениями разнообразных обсидианов — смоляно-черных, серебристо-черных и черных с красивой сетью золотистых жилок. Следует думать, что этот интересный поделочный камень получит применение как в нашей художественной промышленности, так и в садово-парковой архитектуре Армении и Грузии. Для этого замечательного камня кавказских вулканов новая страница еще не раскрыта!