Изделия из порфиров

Порфировые изделия переносят нас в древний Рим эпохи империи, когда восточная пышность господствовала в стране и на триремах отовсюду свозился в Рим цветной и драгоценный камень, когда тонкий вкус и изысканные художественные формы уступали грубой роскоши и яркости. Твердый камень овладел искусством: на смену чистым мраморам Каррары, алебастрам Тосканы и мягким травертинам римской Кампаньи пришли порфир, гранит, базальт. С далеких гор Оденвальда, из зарейнской Галин привозились колонны из твердого камня; еще при императоре Клавдии начались разработки красного порфира в долине Нила около Ассуана; в Пелопоннесе около Крокеи был открыт зеленый античный порфир, с фисташковыми кристаллами на почти черном фоне, который так прекрасен в изделиях древнего Рима. Подражая Египту, рабовладельческий Рим находил удовлетворение в победе над твердым материалом. Большое количество не только прекрасных изделий, но и огромных плит и глыб порфира досталось завоевателям, когда на пороге средних веков стал распадаться древний мир, в течение многих столетий добывавший ценнейший материал из каменоломен Греции и Египта. В Риме черпала эпоха Возрождения не только дивные античные формы порфировых, яшмовых и мраморных ваз, чаш и курильниц, но и сырой материал, извлекаемый из раскопок «вечного города» в виде обломков колонн и плит, перерабатывавшихся в мастерских Флоренции и Рима в XV и XVI вв. На этом же материале римских раскопок работала Италия и во второй половине XVIII в., когда, в подражание красоте прошлого, итальянские камнерезные мастерские вновь стали выпускать дивные изделия из различных пород. Образцами этой эпохи являются каменные изделия, украшающие Павловский дворец-музей под Санкт-Петербургом, где многочисленные мелкие вазочки, обелиски и чаши из твердого камня, сочетаясь с прекрасной, легкой бронзой, дают представление о декоративном искусстве XVIII в. Приятный, сочный красный тон порфиров с редкими черными скоплениями и жилками и большим количеством нежно-розовых пятнышек полевого шпата позволяет нам судить о красоте римского твердого камня.
Большие доски этого порфира покрывают столы в комнатах дворца, а колонны из египетского «бехата» являются остатками пышности древнего Рима. За два почти тысячелетия колонны эти пострадали, и позднейшая шлифовка пыталась сгладить имевшиеся на камне выбоины. Красный античный порфир был открыт в России в годы, когда создавался Павловский дворец и его владетели были озабочены декоративным убранством парадных зал. Екатерина II принимала все меры, чтобы украсить свои дворцы русским камнем. В диких ущельях Алтая были открыты дивные сорта порфиров, сохранивших с тех времен неправильное название яшмы. Несколько партий отважных искателей узорчатого камня были отправлены в горы Алтая. Одна из них, под начальством Петра Шангина, в 1786 г. открыла богатейшие месторождения красных, фиолетовых, серых, белых и черных порфиров в ущельях бешеной речки Коргон.

Среди них был найден и красный античный сорт, очень похожий на знаменитую египетскую породу, но с вкраплинами не розоватого, а белого цвета. В Локтевском заводе, на р. Алее, в этот же год была заложена шлифовальная мельница, и самыми первобытными способами начали готовить большие вазы по античным рисункам. Сначала для этой цели использовался черный локтевский порфир с белыми вкрапленниками, большая ваза из которого хранится в кладовых дворца-музея. После первой находки Шангина занялись обработкой порфиров-яшм Коргона, и красная античная порода наравне с серо-фиолетовой сделалась излюбленным материалом шлифовальной мельницы. Одна из трех, почти одинаковых ваз этой эпохи помечена 1789 г. и сделана рукой знаменитого мастера Стрижкова, которому Россия обязана зарождением на Алтае камнерезного дела, получившего потом мировую славу. На постаменте из малахитовой мозаики с широким бандо из античного порфира возвышается эта ваза простых очертаний римского типа с характерной бронзой Людовика XVI. Простота обработки камня переплетается здесь с некоторой витиеватостью бронзовой отделки, но общее декоративное впечатление прекрасно и истинно художественно.