Камень до X века

Примерно за 700 лет до н. э. наметилось зарождение скифо-сарматской и киммерийской культур.
Издавна доходили на юг сведения о сказочных богатствах самоцветов в стране гипербореев (северных людей); будто бы через скифов греки получали драгоценные камни и металлы из Рифейских гор, т. е., по-видимому, с Урала. Скандинавские саги начала нашей эры указывают на богатство камнями «Биармии» — полулегендарной страны, расположенной где-то в предгорьях Урала, а героический эпос «Калевала» говорит о добыче железа и янтаря на берегах холодных морей. Все имевшиеся сведения ограничивались указанием на то, что источником этих камней были какие-то горы, с которых стекали могучие реки на востоке нашей равнины. Самым замечательным камнем древности, начиная с III тысячелетия до н. э., был янтарь, который сверкающим самоцветом проходит через века и народы вплоть до наших дней; почти во всех странах «янтарь и бронза шли по всему свету рука об руку».
Древние писатели — Геродот, Теофраст, Тацит и особенно первый естествоиспытатель Плиний — говорили о том, что в Скифии встречаются «золотистые горящие камни». По их данным, эти камни добывались по рекам Скифии в разных местах. Детальные исследования, выполненные в связи с этими указаниями, приводят к районам Киева и к северной Польше. Однако главным источником янтаря было побережье Балтийского моря. Янтарь расходился по всем торговым путям, наметившимся в эпоху греческой колонизации на Черном море. Самый главный и краткий путь шел по Висле и Сану к верховьям Днестра и Днепра и далее к греческим колониям Черного моря. В эпоху переселения народов гунны и авары, германцы и скифы вплоть до X в. пользовались янтарем как меновой единицей, наравне с солью, и применяли его в качестве талисманов и украшений. Долго поддерживалась связь Руси с Закавказьем, пока татарское нашествие не нарушило ее на несколько столетий (с XI по XIV в.), прекратив проникновение янтаря в Иран и Среднюю Азию. На смену ему германцы и гунны принесли с собою яркие красные самоцветы — сирийские гранаты, альмандины и нишапурскую бирюзу (VI-X вв.).
В Московии же и на нашем Севере уже Новгород привозил на своих узорчатых ладьях с побережья Прибалтики золотистый янтарь, так часто упоминаемый в сказаниях и былинах народного эпоса. Янтарь проникал на Урал, в Прикамье и в полуночные страны — на берега Белого моря.