Красные камни в истории культуры

Родина красного камня — в сказочных странах Востока: в Индии, Таиланде и Бирме; здесь нет ни изумруда, ни ярко-зеленого граната, или таинственно глубокого, как море, аквамарина. Это — царство ярких горящих красных тонов: розово-красный турмалин, кроваво-красные рубины Сиама (Таиланда) и чистый, как алая кровь, камень старой провинции Пегу в Бирме, темные вишнево-красные гранаты Индии, буро-красные сердолики Декана (Индия) — все оттенки красного цвета здесь сливаются в дивную восточную сказку.

Отсюда, из Индии, Бирмы и с Цейлона, шел самоцвет на Запад. Тяжелым путем через Карманию (Южную Персию) и Месопотамскую равнину тянулись караваны с камнями, благовонными маслами и шелком в Халдею, Финикию и Аравию. Только со II в. до н. э. началась морская торговля, и через ворота Троглодитики (Красное море) на кораблях стал ввозиться в Египет красный самоцвет. Так впервые узнал Запад прекрасный рубин, который вместе с гранатом назывался карбункулом у римлян и антраксом у греков. Тщетно искал его Запад в рудниках и копях берегов Средиземного моря, Альпийской системы, Испании и Галлии. В Европе ему нет соперников, так же как и в Африке и в Америке; только кровавый пироп Чехии, известный еще с XIII в., мог поспорить с камнями Индии. Новую волну красного камня принесли арабы, когда вишневый альмандин, красный и фиолетовый корунд-рубин проникли на рынки Запада, в Византию и Геную. В арабских лапидариях XI в. мы читаем подробные описания рубина; греческое слово «гиацинт» постепенно превращается в арабское якут; таким образом, здесь мы находим первоисточник нашего русского слова «яхонт». Этим описаниям вторят грузинские рукописи, восхваляющие огненный блеск камня (X в.), и в особенности чудные стихи Шота Руставели (XII в.).
Увлечение рубином пришло с Востока, где мусульманский мир ставил красный камень превыше всех других драгоценных камней и украшал им одежду, утварь, оружие, предметы культа.


Красный камень — гранат, альмандин и шпинель несли с собой орды гуннов и других народов, наводнивших с Востока Европу. В течение почти семи веков увлечение красным камнем проходит через историю прикладного искусства Запада. Carbunculus ala-bandicus называл Плиний красный гранат, который мы называем альмандином. Крестоносцы, направлявшиеся в Иерусалим, носили в перстне гранат как защиту против ядов и ранений. Но своего апогея это увлечение достигает в XVI в., когда вишнево-красный альмандин и красная шпинель сделались любимым камнем убранства. В эпоху Возрождения наук и искусств великий мастер и скульптор Бенвенуто Челлини превозносил красоту красного камня, расценивая его почти в восемь раз дороже алмаза и в два раза дороже изумруда.
В неправильной форме природного осколка или окатыша, лишь слабо отполированного для блеска, редко в форме более правильного кабошона, еще реже в виде ограненной таблички, красивый драгоценный камень украшал мебель, утварь, иконы, кресты. До конца XVI и начала XVII вв. продолжалось это увлечение красным камнем, пока не началась новая эпоха в использовании драгоценных камней: их сделали украшением самого человека и его одежды. Лишь изредка в небольших изделиях, коробочках и табакерках мы встречаем еще красный камень, все более и более вытесняемый яркими изумрудами Америки и алмазами Индии, а потом Бразилии.