Пестроцветные камни

Пестроцветных камней не так много в природе, и поэтому с древнейших времен они обращали на себя внимание. Игра их цветов, то с мягкими переходами, то с резкими контрастами, влекла к себе и побуждала собирать такой камень среди галек пустыни, в наносах горных рек или же добывать его из массивов гор, пользуясь особыми приемами. В то время как Греция предпочитала чистые и светлые однородные тона, пышный и красочный Восток увлекался яркими сочетаниями красок в камне. Эта любовь к ярким краскам, к пестрому ковру передалась и Византии: в пятнистых красных и зеленых порфирах, пестрых мраморах знаменитого храма Софии в Константинополе мы видим влечение Востока к пестрому камню.
В годы особой роскоши и одновременно начинающегося упадка Римской империи императорский Рим, подражая храмам Иудеи и капищам Индии, стремился в своих дворцах и общественных зданиях сочетать яркие краски пестро-цветных камней со сверкающей белизной каррарских мраморных плит.
Когда в средние века раскопки древнего Рима дали в руки мастерам Возрождения бесформенные обломки пестроцветных каменных колонн, чаш, ваз, архитравов и мозаичных полов, тогда снова возродились пестрые камни, и лишь к их старо-римским названиям прибавлено было слово «античный»: verde antico, rosso antico и т. д.

Среди самоцветов пестрые камни являются исключениями, к числу которых относятся пестроцветные дивные турмалины со Среднего Урала, Мадагаскара, из Бразилии и Забайкалья. Распилите кристалл такого турмалина перпендикулярно к его длинной оси, и вы получите геометрически правильный рисунок пестрых и мягких тонов. Такой кристалл нередко вставляли в серебряную или медную оправу и на цепочке вешали на окно как яркое украшение. К настоящим пестроцветным камням можно отнести только три группы: 1) мраморы; 2) порфиры и яшмы; 3) агаты и слоистые халцедоны. Мы остановимся главным образом на мраморах и яшмах — замечательных материалах декоративного искусства всех веков и народов. Оба эти камня сыграли огромную роль в истории материальной культуры: мраморы благодаря своей прочности и легкой обработке являлись наилучшим материалом для архитектуры и крупных скульптур; яшма же, очень твердая и трудно обрабатываемая, только в XVIII в. стала применяться в крупных декоративных изделиях, тогда как в течение целых тысячелетий она использовалась лишь для мелких поделок — печатей, цилиндров и скарабеев. Особое место надо отвести яшме, так как на ее обработке родилось и окрепло наше камнерезное дело; русская яшма заняла первое место во всем мире по богатству и размерам ее месторождений, по грандиозности изделий и по бесконечному разнообразию тонов. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нем самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства.
Велика роль пестрого агата (получившего свое наименование по маленькой речке Агатос в Сицилии) в создании замечательных античных гемм и камей — забытого теперь искусства глиптики.
Самыми ценными среди агатов являются сорта, послойно окрашенные в разные тона, позволяющие вырезать художественные изделия рельефного рисунка.
На основе этих слоистых и пестрых агатов создалась техника окрашивания камня, так как отдельные их слои обладают разной способностью к впитыванию красок.

К настоящим пестроцветным камням из группы кварца и агата мы должны отнести также знаменитый тигровый глаз, проникнутый иглами золотистого крокидолита, и его аналоги — соколиный глаз и кошачий глаз, празем, проросший кристалликами актинолита, разные моховики и моховые агаты, особенно из знаменитых месторождений Индии; наконец, к ним же надо причислить так называемый «гелиотроп», или «камень крови» («кровяная яшма»), темно-зеленый сплошной халцедон с отдельными, неправильно разбросанными ярко-красными крапинками. Этот камень играл большую роль в истории легенд о магических свойствах самоцветов; самое его название «гелиотроп» говорит о способности при погружении в воду отражать лучи солнца. Много различных суеверий, астрологических фантазий и знахарских методов лечения было связано с этим камнем, игравшим особую роль в изделиях христианского культа, повторявшего легенды Египта и Востока. Но все эти пестрые, красивые и яркие агаты, халцедоны, кремни и кварцы — лишь маленькая скромная страничка в истории пестроцветного камня, в котором мраморам и яшмам должно быть отведено первое место.