Троицко-Сергиевская лавра (XIV-XVIII веков)

Некоторые монастыри, например Троицко-Сергиевская лавра, хранили жемчуг «мерками», а драгоценных камней имели на неисчислимые суммы. Троицкая монастырская ризница, построенная в 1762 г. митрополитом Платоном, обладала исключительными богатствами: евангелия XIII и XIV вв. в золотых окладах с дорогими камнями, драгоценные по украшениям и древности напрестольные кресты, священные сосуды, воздухи, покровы, пелены, облачения, митры и панагии (М. Пыляев, 1896). Огромные богатства Троицко-Сергиевской лавры были изучены в 1930 г. профессором-минералогом В. И. Крыжановским, подвергшим детальному просмотру около 10 тыс. камней. Приводим некоторые выдержки из его книги. «Передо мной прошли многие сотни предметов в калейдоскопе сверкающего камня разных столетий и стилей, собранных лаврой на протяжении пяти веков… В драгоценностях б. Лавры с XIV в. до середины XVIII в. преобладающее количество камня — индийского происхождения. Особенно полно представлена группа рубина — сапфира, т. е. яхонта красного и синего. Вернее здесь налицо целая гамма цветов — от густого красного, характерного для рубина, и через все его оттенки в красновато-фиолетовых тонах до бесцветного лейко-сапфира, затем переходящего в молочно-голубые, синие, до васильковых сочных тонов настоящего сапфира.
В цатах на драгоценном окладе иконы рублевской Троицы (1626) мы встречаем более поздний граненый индийский камень, обычно покрытый правильными треугольниками, для чего использованы бусины синего яхонта значительной величины, чистоты и прекрасного цвета.
Кроме яхонта, на митре, на цатах и других вещах Сергиевского (Загорского) музея встречается благородная шпинель — «лал». Он тоже шел из Индии и получил это название в Аравии на пути своего проникновения к Средиземному морю.
Кроме яхонта и лала, в весьма многих вещах встречаются многочисленные разновидности индийского граната. Под названием «червчатого» яхонта, который в описях различается от красного яхонта, надо понимать альмандин превосходного вишневого цвета, с давних времен проникавший разными путями в древнюю Русь с острова Цейлона. Встречается и «бечета» — один из камней, любимых в XV и XVI вв. за глубокий, темный, красный цвет; он ценился и как талисман, имеющий свойство «сердце обвесе-лить, кручину и неподобные мысли отгонять». …Говоря о красных камнях, надо сказать и о розовом индийском турмалине. Он имеется в виде больших камней на старинном евангелии 1685 г. и в отдельных запонах. Этот турмалин не обладает совершенной прозрачностью, но имеет приятный, чистый розовый цвет, и, очевидно, достаточно вязок для резьбы. Камень, по-видимому, редкий, в бусах на объектах музея не встречающийся. Его месторождение, вероятно, выработано в очень отдаленное время, так как в современных минералогических коллекциях мы его не имеем. …Нужно указать еще на бусины из кварца, окрашенного в гиацинтовый, т. е. бурый и винный, цвет. Теперь надо сказать о самом драгоценном камне Индии — об алмазе. В вещах Сергиевского музея алмазов имеется немного.
Наиболее старые камни встречаются в виде примитивных искр, частично шлифованных, частично, быть может, сохранивших свои естественные поверхности. Они оправлены в бляшки; их мало, и они плохого качества. Затем встречается шлифованный камень в виде так называемого та-фельштейна. Это — также примитивная форма: мастер, наивно срезая части простого природного кристалла и подшлифовывая его грани, считал эту обработку достаточной. Такие тафельштейны находятся на одной митре в виде отдельного украшения — креста. В этой же митре под крестом находится самый интересный и оригинальный алмаз, ограненный в виде высокой розы, типа нашего «Орлова» в царском скипетре, чистейшей воды, с необыкновенным изяществом оправленный в золотой лотос. Изумительная индийская вещь, заслуживающая особого исследования и описания, как и вся митра! Несколько крупных роз находится на нарядных ризах XVI-XVIII вв. Самые лучшие индийские бриллианты имеются в поздних вещах XVIII в., например в панагии, подаренной лавре в 1744 г., а если учесть, что и огранка алмаза в XVIII в. достигла высшего искусства, а индийский бриллиант и до сих пор не имеет равных по красоте, то понятно, что панагия эта является исключительной вещью. …Кроме индийского камня в Сергиевском музее встречаются камни древнего Египта — изумруд и хризолит-оливин. Если Индия считалась родиной красного камня, то Египет был родиной зеленого…
В пелене, вкладе Бориса Годунова (1595), имеется выдающийся камень весьма старой шлифовки прекрасного густого зеленого цвета того особого оттенка, который характеризует собой камень Африки, из знаменитых копей Джебель-Забарах (Gebel Zabarah), длинной полосой протянувшихся между Нилом и Красным морем. Копи эти давали камень чистого зеленого цвета. …Затем особого внимания заслуживают два очень крупных изумруда в цатах рублевской Троицы; они негустого зеленого цвета, но главный интерес их в том, что оба они пришли в Россию через Индию, и притом древнюю Индию, так как оба они просверлены и представляют собою бусины, которые, кроме того, покрыты характерной индийской гранью; возможно, что первоначально они были просверлены и позднее огранены. Это наводит на мысль о сношениях Индии и Египта, о сложном пути египетского камня через Индию в Россию…
Можно упомянуть еще о зеленоватой, мало прочной бирюзе, может быть с Синайского полуострова.
Теперь мы переходим к камню Южной Америки. В вещах Сергиевского музея имеются колумбийский изумруд и бразильский топаз. Два прекрасных, по-видимому колумбийских, камня имеются в одном складне, богато украшенном, кроме этого, разными индийскими, хорошо гранеными камнями: гиацинтом, рубином, бриллиантами. Кроме изумруда, в нескольких вещах встречены бразильские топазы — золотистый и розовый. Это поздние камни самого конца XVIII в.; их насчитывается 2-3 штуки. В нескольких более поздних вещах (не ранее середины XIX в.) имеются светлые аметисты, также бразильские. Переходим к русским драгоценным камням Урала и Сибири. Здесь имеются изумруд, топаз, зеленый гранат, аквамарин, хризолит-демантоид, аметист, дымчатый кварц и горный хрусталь. Уральский и сибирский драгоценные камни появляются как заметная величина только с XIX в. Этот период для лавры совпадает с заметным «оскудением веры», как можно судить по имеющимся в Сергиевском (Загорском) музее вещам. Ценные вклады больше не поступают. В весьма поздних вещах второй половины XIX в. встречаются граненые горный хрусталь, дымчатый кварц и аметист. Любопытно отметить, что аметист, как камень, «оберегающий от пьянства», почти не встречается в церковных сосудах, старых иконах, но он, наоборот, является излюбленным в персональных вещах, как наперсные кресты и панагии. Это и понятно, ибо уральский аметист — чрезвычайно красивый и сравнительно недорогой камень.
Дымчатый кварц и горный хрусталь встречаются как вставки. Кроме того, из горного хрусталя с достаточным искусством вырезаны два напрестольных креста. Наконец, в виде осыпи встречены тяжеловесы и зеленый гранат-демантоид, названный хризолитом-оливином — весьма поздний камень, найденный в Среднем Урале в 80-х годах прошлого столетия.