Влияние цвета

Исторические исследования привели к выводу, что освоение цветов человеком шло в такой последовательности: желтый, красный, зеленый и синий. Первыми цветами, которые осваиваются ребенком и мало культурными народами, являются желтый и красный. Синий цвет воспринимается значительно позднее. Отсюда вытекает замечательное наблюдение лингвистов, что в китайском и древнееврейском языках отсутствует слово для понятия «синий» и что у Гомера также нет слова «синий». Интересны необычайное разнообразие и расплывчатость понятия «зеленый цвет», который, с одной стороны, смешивается с желтым, а с другой — с синим.
О значении цветов много интересных данных собрано в книге С. Алексеева, в которой показана условность психологического и физиологического влияния цвета и субъективность его восприятия. V «Желтый — возбуждающий, оживляющий, теплый, бодрый, веселый, суетливый, кокетливый, несколько дерзкий. Цвет веселия и шутки. Символ солнечного света, тепла, счастья» (например, берилл). «Оранжевый — возбуждающий, жаркий, бодрый, веселый, пламенный, жизнерадостный. Цвет шумный, кричащий, не интимный…» (янтарь). «Красный — возбуждающий, горячий, самый активный и энергичный, экспансивный, мужественный, страстный, кричащий, цвет доблести, силы, мощи, храбрости… огонь, пламя, жар» (рубин, сердолик).
«Зеленый — спокойный, умеренный и освежающий; создает впечатление мягкого, приятного и благотворного покоя… Символ весны, плодородия, юности, свежести, жизни, радости, надежды, воспоминания» (изумруд, нефрит). Каждая эпоха, каждый художник имеют свою излюбленную гамму красок. Так, греческая живопись знала только две краски (кроме черной и белой) — желтую и красную. Только эти две краски (минеральные охра и мумия)употреблялись творцами фресок — Полигнотом и др.
Сообразно с настроениями и воззрениями общества менялась мода на камни. Зеленый камень всегда привлекал к себе своим спокойствием и тихой жизнерадостностью; отмечалось, что после кровавых войн зеленый изумруд обычно входил в моду, а на мировом рынке камня его цены поднимались в несколько раз.
Яркая окраска камня — не роскошь пресыщенности, не праздная мишура экзотики Востока; яркий цвет есть кусочек окружающей природы, тысячами нитей влияющей на человека, на его психологию, думы и творчество. Яркие краски камня в их гармоническом сочетании — не только внешнее выражение закономерностей вещества, — это неотъемлемая часть самой природы, среди которой живет, работает и создает мыслящий человек.