Янтарь в руках человека

Когда речь заходит о янтаре, сразу вспоминается знаменитая комната Екатерининского дворца в Пушкине с его замечательной янтарной резьбой, одно из чудес мира. Эта комната много лет красовалась в Зимнем дворце, пока замечательный зодчий екатерининской эпохи Растрелли не перенес ее в Царскосельский дворец, желая в этом дворце Екатерины II сосредоточить всю красоту природы. Знаток и любитель драгоценных и поделочных камней Фелькерзам так описывал знаменитую Янтарную комнату:
«В некоторых, хотя и очень редких, случаях янтарем пользовались не для отдельных предметов, а для монументальной орнаментации. Мы говорим о знаменитой Янтарной комнате в Царскосельском дворце.
Она представляет смесь стилей барокко и рококо и является настоящим чудом не только по большой ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую прелесть. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусочков полированного янтаря, почти однообразного, желтовато-коричневатого цвета. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре римских мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырех из пяти человеческих чувств. Картины эти исполнены мозаикой из цветных камней и вставлены в рельефные янтарные рамы. Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своем роде произведения! Богатый, фантастичный стиль барокко, примененный в декорации этой комнаты, еще увеличивает трудность решения задачи. Несмотря на все технические затруднения, непрочный хрупкий материал янтаря отлично приспособлен к барочным формам орнамента; наряду с этим он украшает рамки и панно, барельефы, маленькие бюсты, разные фигуры, гербы, трофеи и т. д. Вся эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, крикливого; вся декорация настолько скромна и гармонична, что иной посетитель дворца, пожалуй, пройдет по этому залу, не давая себе отчета в том, из какого материала создана облицовка стен, коробки окон и дверей и орнаменты на стенах. Больше всего напоминая мрамор, янтарная облицовка, однако, не производит впечатления холода и пышности, присущих мрамору, и при этом по красоте далеко превосходит облицовку из самого драгоценного дерева. Янтарная комната двусветная и выходит тремя окнами до полу на площадь дворца. В простенках — зеркала, тоже до полу, в лепных золоченых рамах рокайль. Посреди зеркал находятся золоченые бра, богато украшенные таким же орнаментом. Витрины под окнами полны всяких безделушек из янтаря, здесь имеются шахматные фигуры, табакерки, коробочки и т. п.». К сожалению, после немецкой оккупации города Янтарная комната исчезла и до сих пор ее судьба остается неизвестной.
Как один из примеров интересных изделий из янтаря следует упомянуть хранящийся в московской Оружейной палате так называемый «властелинский» посох патриарха Филарета, преподнесенный ему балтийскими государствами в 1632 г.

Не менее интересны находящиеся там кубок из янтаря (1635 г.), подсвечники и другие довольно крупные вещи. В Минералогическом музее Академии наук есть замечательная коллекция из 12 янтарных пробок. На оправе этих пробок выгравированы названия местностей Польши, где был найден янтарь, из которого они изготовлены. Одни из пробок идеально прозрачны, цвета пива, другие по своей окраске отвечают зрелому лимону, третьи непрозрачны, четвертые имеют красноватый оттенок, напоминая шкурку апельсина. В бывшем Кенигсберге, являвшемся на рубеже века центром янтарного промысла, во всей красоте можно было наблюдать самые разнообразные изделия из янтаря — замечательные брошки, коробочки, серьги и главным образом бусы самых разнообразных цветов, размеров, огранки, оттенков, прозрачности. Кенигсбергские мастера умели мастерски гранить этот камень, различая свыше 250 его сортов.
Музей Кенигсбергского университета располагал громадной коллекцией фауны в янтаре, насчитывавшей свыше 70 тысяч образцов. Среди всех экспонатов выделялась ящерица в янтаре. Замечательны были натеки, сосульки и капли. Самый большой кусок янтаря (по данным на 1914 г.) весил 6750 г. В Кенигсберге нашли и другое применение янтарю. В особых чанах очищался камень от своей наружной корки, затем в автоклавах подвергался осторожному нагреванию и вновь прессовался в готовые изделия прекрасных тонов, лучший материал для художественных отливок. В других цехах той же фабрики можно было наблюдать, как обрабатывался янтарь особыми химическими веществами; из него добывалась дорогая янтарная кислота, имеющая широкое применение в парфюмерии и химических препаратах, получались различные смолы, заменяющие природный копал или же канадский бальзам. Известно, что некоторые сорта янтаря из Бирмы при сжигании дают очень приятный запах и что богатые китайцы в торжественные дни своей жизни бросали в огонь большие куски бирманского янтаря, чтобы наполнить комнату благоуханием.
Знатоки утверждали, что из янтаря получаются прекрасные мундштуки и чубуки для курения, так как этот камень придает табаку какой-то особый аромат, особое ощущение тепла.
Еще сейчас много легенд связывается с ожерельем из янтаря, много надежд на облегчение от тяжелой болезни, много веры, что он не только оттеняет красоту смуглой кожи, но и придает ей здоровье и чистый матовый тон. Эти суеверия и красота камня определяли любовь к нему и его ценность на протяжении трех-четырех тысячелетий, в течение которых известен янтарь.