Античное ювелирное искусство

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. В Греции (Элладе) несмотря на наличие рабского труда, огромную роль играл свободный труд ремесленников. В основе расцвета искусства Древней Греции лежит, прежде всего, развитие в греческих рабовладельческих городах свободной гражданской жизни. История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.
Искусство гомеровской Греции (XII-VIII вв. до н. э.) — время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений.
На этот период приходится появление первых, примитивных памятников изобразительного искусства. Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие в основном богов или героев, делались из терракоты (глины), слоновой кости или бронзы.
Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (VII-VI вв. до н. э.). Это — время борьбы складывающийся собственно античной художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика. Лучшие произведения мастеров вазописи были подлинными художественными созданиями. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения.
Классика, или период расцвета греческих городов-государств (V и большая часть IV в. до н. э.). Классика — это время высокого развития философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего подъема в архитекгуре и полной победы реализма в изобразительном искусстве. В произведениях ювелирного искусства Древней Греции классического периода важнейшим средством художественных эффектов является матовый блеск кованого (битого) золота. Следует отметить, что в этот период широко применялся технический прием, называемый дифовка (выколотка), когда под ударами молотка металл тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. Виртуозного искусства выколотка достигла в руках величайших античных скульпторов Фидия и Поликлета, которые «одевали» в золотые одежды свои статуи Зевса, Афины и Геры, дифуя их из тонких золотых листов.
Отличительной чертой ювелирного искусства было богатство мотивов и сюжетов. Изделия отличались роскошью благодаря одновременному применению чеканки, филиграни, грануляции, насечки, гравировки, перфорирования и штамповки. В результате получались великолепные серьги, изысканные ожерелья, пекторали, ободы из золота и электрона — природного сплава золота и серебра.
Начиная с V в. до н. э. творения греческих ювелиров стали вывозить за пределы государств Великой Греции. Они распространялись повсюду — от Черного моря до Южной Италии. В процветающих царствах, таких как Македония и Фракия, где имелись значительные запасы своего золота, аристократия пользовалась услугами греческих мастеров. В Панапоришском кладе, найденном во Фракийской долине, на территории нынешней Болгарии найдены замечательные сосуды — ритоны греческого искусства IV в. до н. э. На рисунке 12 представлен ритон в виде головы амазонки — шедевр греческого ювелирного искусства постклассического стиля.
Другим замечательным произведением ювелирного искусства является ритон из Панагюришского клада, выполненный в виде головы оленя. На его горлышке изображены две сцены: Геракл, поймавший керинейскую лань, и Тезей, сражающийся с марафонским быком.