Брелоки и табакерки

Брелоки с цепочками, на которые пристегивали украшения и некоторые другие предметы, впервые стали носить в XVI в., а в начале XIX в. они стали особенно популярны. Женщины крючком прикрепляли их к поясу, с них свисали от 5 до 9 коротких цепочек с кольцами или карабинами, на которых носили часы или ключи. Цепочки на мужских брелках делали более длинными, обычно на них носили часы, печати и талисманы. Футляры брелоков изготавливали из золота, серебра и латуни. Их покрывали эмалью, драгоценными камнями.
Другими распространенными и модными в XVIII в. украшениями были стальные броши с ограненными вставками из более мягкой стали, приклепанными к корпусу самого изделия так, что оно казалось усыпанным бриллиантами или стразами. Первые изделия из граненой стали были сделаны в Лондоне в 60-х гг. XVIII в., а затем распространялись по всей Европе. Мода на украшения из граненой стали сохранилась до конца XIX в. в таких изделиях, как броши, браслеты, тиары и ожерелья, гребни, женские сумочки, рамки и оправы, печати, пуговицы, кольца и заколки для волос.
Нюхательный табак вошел в моду в середине XVII в. и был последним криком моды во Франции. К концу XVII в. были сделаны первые табакерки, которые в XVIII в. украшались драгоценными камнями и стали роскошными вещами первой необходимости. Их использовали для разных целей: в качестве футляров для сургучных печатей, скреплявших письма, романтических сувениров, «косметичек», в которых держали пудру и румяна и даже средства для освежения дыхания.
В начале XVIII в. табакерки обычно имели прямоугольную или овальную форму, но со временем их конструкция усложнилась, и появились табакерки в форме карет, сундуков и даже поясных ванн.
В Германии был создан свой стиль табакерок — более крупных, крышки которых украшали твердые полудрагоценные камни: прозрачный кварц и различные халцедоны, такие как агат, сердолик, яшма, гелиотроп, оникс и хризопраз. Берлинские табакерки часто украшали рельефной мозаикой из кораллов, лазурита, перламутра и слоновой кости. Гладкие табакерки, покрытые эмалью, нередко блистали бриллиантами.
Золотые табакерки особого типа изготовлялись в Швейцарии. Их часто украшали эмалевые миниатюры, а в Женеве в крышки табакерок даже вставляли часовые механизмы.
Серебряная посуда. Шоколад, кофе и чай впервые были завезены в Европу из дальних стран в середине XVII в. Новые напитки вскоре вызвали к жизни моду на новые, более изящные сосуды, в которых их подавали к столу. Эта мода быстро распространялась в Англии и Америке, где появился большой спрос на серебряные чайники для кипячения воды и подставки для них, чайные ситечки, кофейники и сосуды для горячего шоколада, сахарницы и кувшинки и сосуды для сливок, а также подносы и блюда. Как в Англии, так и в Америке особую популярность в те годы приобрели чайники для заварки грушевидной формы — она была наиболее практичной, так как позволяла заваривать дорогие и редкие чайные листья в большом количестве горячей воды.
С середины XVIII в. распространение механического давильного оборудования привело к удешевлению производства серебряных изделий. Применение различных сплавов, имитирующих серебро — мельхиора, нейзильбера и сплавов на основе олова — сильно снизило цену на предметы, которые раньше считались роскошью, позволило пользоваться ими широкому кругу людей.
В 1742 г. был разработан способ получения биметаллических сплавов методами прокатки (например медь — серебро) и изготовления из них посуды, которая раньше производилась из серебра. Стоимость такой посуды снижалась в пять раз, хотя эстетические и эксплуатационные свойства оставались такими же, как у серебра.
Бриллиантовая огранка алмазов. Техника огранки алмазов, изобретенная венецианским гранильщиком Винченцо Перуцци в конце XVII в., определяет 56 граней, максимально подчеркивающих отражающие свойства камня. В форме прямоугольника («багет») гранят, как правило, лишь небольшие алмазы, предназначенные для обрамления более крупных камней.
Увеличение ограненных алмазов — единственное существенное нововведение в ювелирном производстве с конца XVII в., значительно определившее его дальнейшее развитие. С этого времени личные украшения чаще делают из ограненных драгоценных камней, а мода на кабошоны уходит в прошлое. Даже золото отходит на второй план, роль его все больше низводится до оправы граненых драгоценных камней. Показано ожерелье Наполеона, подаренное первым императором Франции императрице Марии-Луизе. Оно считается самым прекрасным из всех украшений, принадлежавших Наполеону. Серьги Марии Антуанетты с бриллиантами в форме персика, крепящиеся на небольших розетках, также усыпанных бриллиантами, отличаются высоким качеством исполнения.