Города Поволжья

Семнадцатое столетие было временем бурного экономического расцвета ряда городов Поволжья, богатых и оживленных торговых пунктов, с большими многолюдными посадами. Наиболее значительными центрами серебряного дела были Ярославль, Нижний Новгород и Кострома. Рельефная чеканка — один из самых трудных технических приемов украшения серебряных изделий, доступный далеко не каждому мастеру, — особенно характерна для ювелиров Поволжья.
Ярославль. Ярославский посад (торгово-промышленное поселение вне стен города) в XVII в. был самым большим после Москвы. В 1710 г. ее серебряники занимали шестое место в рядах ярославских ремесленников. Ярославские серебряники были не только первоклассными чеканщиками, но и тонкими резчиками по серебру, со своеобразной манерой легкой линейной резьбы, также густо, как и чеканка, обволакивавшей предмет декоративным покровом, в котором фигуры людей приобретали орнаментальный характер. Одновременное применение на одном предмете двух совершенно разнообразных техник — рельефной чеканки и легкой рельефной резьбы, без теней-характерно для серебряников Ярославля. Формы Ярославской серебряной утвари весьма примечательны. Густо покрытые чеканными узорами кадила с шарообразным туловом и луковичной главкой, увенчанный крестом особой формы с трехлопастными концами и округло вырезанными линиями перекрестий. Еще более своеобразны формы ярославских потиров, причудливый силуэт которых нигде больше не повторяется.
Своеобразны по форме и венцы на окладах икон, большей частью завершенные прорезной «короной», законченной двумя обращенными вниз завитками, соединенными в верхней части. Ярославль сохранил значение крупного торгового центра до основания Петербурга.
Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде серебряное дело не получило такого широкого размаха, как в Ярославле. Нижегородский посад населяли ремесленники множества специальностей, среди которых были серебряники, золотари, алмазники, оловянники, колокольники, кузнецы, кожевники, иконники, книжные переплетенники и многие другие. Нижегородские серебряники XVI в., так же как и ярославцы, славились как прекрасные чеканщики и искусные резчики. Сочность чеканного орнамента оттенялась легкой резьбой по венцу чаши и тонкой полоской орнаментальной вязи с народными буквами на поддоне, была характерна для целой группы сосудов, настолько сходных между собой, что они, очевидно, все выполнены серебряниками Печерского монастыря, среди них массивный потир 1685 г. из собрания Оружейной палаты.
В особые условия ставила нижегородских серебряников громадная ярмарка, ежегодно устраиваемая в Макарьве (позднее в самом Нижнем Новгороде), куда не только привозили серебряные изделия для продажи, но и съезжались мастера из разных центров для работы на самой ярмарке. Об их мастерстве свидетельствуют записи лейб-медика двора г. Ремана, посетившего Макарьевскую ярмарку в 1805 г. Он пишет: «Я видел престарелого художника с седой бородой, который сидел на распиленной пополам бочке и грубыми своими пальцами искусно вставлял сибирские аметисты, потом весьма красиво осыпал их аквамаринами. Если б этот человек пробыл месяца три в Петербурге, то был бы превосходным подмастерьем у какого-нибудь придворного ювелира. Повсюду имеешь случай удивляться проворству и врожденным способностям русского крестьянина: самыми простыми средствами он производит в действие самые трудные работы. Весь его инструмент состоит из гвоздя, половинки старых щипцов и конца старого ножа, вставленного в кусок дерева. Ему больше ничего не нужно, чтобы вырабатывать такие вещи, для которых требуется столь великое число инструментов…».
Тяжелая, массивная чаша потира 1689 г., сделанного в Нижегородском Печерском монастыре, охвачена прорезным чеканным кожухом, на котором среди удивительного по своей сочности орнамента вьющихся стеблей с цветами вплетены символы евангелистов, в свободных поворотах, с головами, обращенными в противоположную движению сторону, и херувимы со скульптурными, отдельно напаянными головками. Все эти фигурки органически связаны с общим орнаментом и составляют его неотъемлемую часть. Мощная красота чаши подчеркивается тем, что широкий, устойчивый поддон потира с мягкой, плавной линией силуэта и округлой нижней частью убран менее пышно. На невысоких, выпуклых «ножках», спускающихся от «яблока» к поддону, чередуются чеканный растительный орнамент на матовом, про-канфарненном* фоне и резные изображения святых, трактованные чисто орнаментально. Изображения четырех стихий — земли, воды, огня и воздуха — в виде полуобнаженных женских фигур, чеканные в круглых медальонах, среди растительного орнамента, несколько неожиданны на церковном сосуде. Выполнены они очень условно: огонь с выходящим из чаши пламенем; земля, воздевшая руки к небу; воздух в звездообразном сиянии и вода на фоне волн, с текущей из кувшина струей.