Искусство Древнего Рима

История Древнего Рима от его основания, по преданию братьями Ромулом и Ремом около 754/753 г. до н. э. и до крушения Западной Римской империи в 467 г. н. э., знала правление царей в VIM-VI вв. до н. э., республиканский период (519/509 г. до н. э. — 27 г. до н. э.) и время великой империи.
С конца XVI в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:
— искусство доримской Италии (III тысячелетие до н. э. — III в. до н. э.);
— искусство Римской республики (III-I вв. до н. э.);
— искусство Римской империи (конец I в. до н.э. — V в. ДОН. э.).
Этрусское искусство. Цивилизация этрусков располагалась на территории современной центральной Италии между реками Тибр и Арно, ныне известной под названием Этрурия, расцвет которой пришелся на период с VII по III вв. до н. э. Их культура отличалась высокой степенью усложненности и изысканности. Обработка бронзы в это время достигла большого совершенства: применялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений V-IV вв. до н. э. является знаменитая скульптура Капитолийской волчицы.
Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в XVI в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью передана постановка фигуры — напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое — образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима.
Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику, так называемую буккеронеро (черной земли): глина прокаливалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались изображениями, а на крышки иногда помещали петуха или другие фигуры.
В развитии ювелирного мастерства этрусков принято выделять две фазы. Наиболее искусные и сложные произведения, особенно в технике чеканки, филиграни, грануляции и других приемах обработки металла, созданы в ранний период их истории — в VII-V вв. до н. э.
В погребениях в Палестрине и в Черветерне было много драгоценной посуды, изделий из слонозой кости и бронзы, сосудов для вина и благовоний, личных украшений, отличающихся особой роскошью. К мужским украшениям относятся кольцеобразные фибулы и пряжки из золота и серебра; к женским — серьги, пекторали, браслеты и фибулы. Эти предметы часто привозились из Греции или же изготовлялись на месте.
Бляха обрамлена чеканным орнаментом с зернью и напылением. Диаметр бляхи — 4 см, это конец V в. до н. э. Круглые буллы изготовлены из двух соединенных вместе пластин. Вычеканенные на их передней стороне изображения относятся к двум мифологическим сюжетам. На булле в центре женщина, обнимающая двоих мужчин; на двух других — квадриги. Диаметр каждой буллы — 6,5 см, это середина IV в. до н. э.
Изделия, создававшиеся в позднюю эпоху, датируемую IV- III вв. до н. э., выполнены более грубо. Около 250 г. до н. э. этрусская цивилизация была поглощена бурно развивающимся римским государством. После этого этрусские ювелиры продолжали работать на римлян.
Искусство Римской республики. Доминирующее положение в римской скульптуре занимает портрет. В республиканскую эпоху были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина — так называемый Брут из Полаццо Консерватории в Риме (вторая половина IV в. до н. э.) дает пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер. В этом произведении нашел яркое воплощение образ сурового непреклонного римлянина эпохи республики. Более обобщенным является пластическое решение портрета.
К области декоративного искусства поздней республики относится большой алтарь Гнея Домиция Агенобарба (36 -32 гг. до н. э.). На главной продольной стороне его — рельеф с изображением сцены торжественного жертвоприношения, связанного с составлением цензовых книг. Административный акт — запись имущества граждан — освящается жертвоприношением свиньи, овцы и быка. С чисто римской обстоятельностью переданы фигуры чиновника, граждан, столы цензовых книг, украшенные гирляндами цветов, жертвенные животные, жрицы, слуги, воины. Здесь же у алтаря вместе с другими персонажами помещен бог войны Марс. Композиция рельефа строится по принципу последовательного размещения фигур, следующих одна за другой. Три другие стороны алтаря покрыты рельефом, сюжет которого взят из греческой мифологии. Это — свадьба морского бога Посейдона и Амфитриты. Торжественная колесница сопровождается трубящими в рог тритонами, нимфами, морскими конями; в воздухе летают эроты. Рельеф, выполненный с большой мягкостью, указывает на глубокое воздействие греческого искусства. Сочетание чисто римской темы жертвоприношения с греческой мифологической темой характерно для того времени.
Лучшие образцы римского искусства часто представляли собой копии с греческих подлинников. В республиканский период получила распространение мода на кулоны, сделанные из монет. Медальон с выгравированным мужским портретом Корнелия Сциплона Африканского Старшего. На другой стороне медальона золотых дел мастер поместил надпись «(Нега) kleidas ероіеі». Это украшение изготовлено в республиканский период (ІІ-І в. до н. э.) и происходит из Санта Мария Капуа Ветере. Разнообразные варианты ожерелий состояли из простых золотых цепочек с золотой бусиной или кулоном круглой формы с полудрагоценными камнями.
Искусство Римской империи. Время от конца I в. до н. э. до падения Рима (V в. н. э.) носит название Периода империи. Последние десятилетия I в. до н. э. и начала I в. н. э. — время расцвета римской культуры и искусства. Примером официального портрета является статуя императора Августа из Приама Порта (близ Рима), относящаяся к I в. н. э. Август изображен в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке; подняв правую руку, он обращается с речью к войску. Поза Августа проста и величава. Черты лица — широкий спокойный лоб, маленький рот, острый подбородок, слегка торчащие уши и небольшие зоркие глаза, передавая сходство, трактуются все же несколько идеализированно, так что облик приобретает облагороженный характер. Римское декоративное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян. О замечательных художественных качествах изделий прикладного искусства свидетельствуют относящиеся к I в. н. э. серебряные сосуды, найденные в Хильдесхайме (Германия), в Боскореале (неподалеку от Помпей), в Милденхолле (в графстве Суффолк) и других местах. В 1868 г. около города Хильдесхайм был найден богатый клад, состоявший примерно из 70 предметов римского серебра, начала I в. н. э. Одно из наиболее впечатляющих изделий, входивших в его состав, — «чаша для смешивания вина», украшенная изображениями обнаженных детей, балансирующих на листьях водных растений, извивающихся вокруг пары грифонов. Кроме этой чаши в числе сокровищ были и другие замечательные находки, например, три блюда с фигурами Минервы, Кибелы и Геракла и складной серебряный треножник со съемным подносом.
Аналогичные собрания римских сосудов, дошедших до нас от I в. н. э., раскопаны в Помпеях. В 1895 г. один из землекопов, работавших на раскопках виллы Боскореале, неподалеку от Помпей, на дне огромного винного чана обнаружил чудесную коллекцию серебряных изделий. Она включает в себя 109 предметов, 8 том числе такие великолепные изделия, как прекрасно отполированные зеркала, чаши для питья и блюдо. Одним из восхитительных предметов этой коллекции является серебряный кубок с четырьмя сюжетными изображениями скелетов под гирляндами из роз. Каждая сценка имеет подпись, комментирующую рисунок, как, например: «Наслаждайся жизнью, пока можешь».
В 1946 г. при раскопках в Милденхолле, в графстве Суффолк, обнаружен клад римских изделий, относящихся к IV в. н. э., состоящий из 34 серебряных предметов. В этом кладе найдено восхитительное круглое серебряное блюдо «Тритон» диаметром около 61 см; оно целиком покрыто рельефными изображениями. Его центральный образ — маска бога-титана Океана: у него зоркие глаза, широкий нос и скулы, густые усы и борода, сплетенная из морских водорослей, между ее косами резвятся четыре дельфина. Вокруг маски располагаются две концентрические окружности, разделенные линией, выложенной раковинами морского гребешка, за которой расположено несколько красочных фигурных сцен. На одной из них изображен бог вина Бахус: нога его на спине пантеры, а в руке гроздь винограда; на другой — Геракл, которому помогают два молодых сатира: один поддерживает его спереди, а другой обхватил поперек груди сзади. Остальное пространство заполняют персонажами римской мифологии: они играют на музыкальных инструментах, резвятся, танцуют.
Наиболее популярными ювелирными украшениями у жителей Древнего Рима были кольца, перстни и печатки. Римляне — как мужчины, так и женщины — завели моду одновременно носить несколько колец, а также дарить кольца в знак помолвки. Ранние образцы обручальных колец были сделаны из железа, поскольку носить ювелирные украшения из золота категорически запрещалось. Драгоценные камни в такие кольца не вставлялись. Большая часть колец и перстней носила чисто декоративный характер, однако некоторые из них были талисманами и амулетами, символизировали принадлежность к той или иной профессии или служили в качестве личных печатей.