Искусство Древней Персии (Ирана)

Персидская цивилизация — одна из самых замечательных в Древнем мире. Зародилась она на Иранском нагорье, расположенном к востоку от Месопотамии, во 11-м тысячелетии до н. э., и со временем на этой территории были построены крупные города.
Своего наивысшего могущества древнеперсидская Ахеменидская империя достигла в V в. до н. э., когда в ее состав кроме Мидии, Армении, Ассирии, Вавилонии и Сирии были включены вся Малая Азия, Египет, а также Средняя Азия, и таким образом границы ее распространялись до пределов Индии.
В произведениях древне-персидского прикладного искусства, при создании которых художник был менее связан в своем творчестве с официальными требованиями, чувствуется большая свобода и наблюдательность. Своеобразной пластичностью отличаются полуфигуры крылатых животных на серебряных рито-нах, трактованные в несколько тяжеловесных и обобщенных формах.
Ритон — типично иранский рог для питья, обычно отливавшийся в форме волка, лошади, барана, змеи, грифона или оленя.
Мидийцы в правление Кира II Великого (VI в. до н. э.) запечатлели в своем искусстве животных — от крылатых быков до лебедей и козерогов. Одним из образцов их изделий является серебряное блюдо, на котором изображен лев, нападающий на быка. С реалистическим мастерством и подлинным изяществом выполнена небольшая фигурка крылатого козерога, служащая ручкой серебряной вазы, предположительно относимой к изделиям ахеменидских мастеров.
Ахеменидское придворное искусство, несмотря на его известный эклектизм, является интересной страницей в истории художественной культуры Древнего мира.
В Сасанидском Иране (224-65 гг. до н. э.) высокого подъема достигло прикладное искусство, особенно художественные ткани и изделия из золота и серебра. Для дворцов и знати изготовлялось множество утвари из драгоценных металлов. Ювелирные изделия той эпохи представлены золотыми украшениями с гравированными изображениями чудовищ, птиц, коней и сцен охоты. Изделия из серебра отражают пышность придворной жизни: блюда, чашки, графины и кувшины изобилуют сценами застолья. Серебряные плоские чаши или блюда украшены рельефными сценами охоты или пира, реже изображениями богов или мифических существ. Персидские мастера умело и красиво располагали фигуры в соответствии с формой сосуда. Как и в монументальных рельефах, композиции носят целостный, картинный характер.
Повторяющийся сюжет гравированных рисунков — правитель на троне. Крылатые кони, поддерживающие трон, символизируют бессмертие души шаха.
Помимо изображения обычных животных, для украшения своих изделий персы обращались и к образам существ, созданных их воображением, которые объединяли черты разных зверей и птиц. Так, мифическая птица симург сочетала в себе атрибуты павлина, льва, грифона и собаки. По преданию, это существо несло хорошие предзнаменования.
Техника исполнения рельефа на сасанидских чашах многообразна и совершенна. Чаще всего фигуры выпуклые, чеканные или литые; применялась также разнообразная гравировка, которой наносился плоскостной рисунок; встречается инкрустация металла в металл.
В средние века нашей эры иранские златокузнецы в совершенстве владели многими видами художественной обработки драгоценных металлов: техникой чеканки, гравировки, басмы, эмали и черни. Особая красочность и богатство декора присущи всем иранским предметам. Искусно украшенные булавы, перначи, палаши и другие предметы парадного вооружения пользовались особым спросом. Выдающимся памятником иранского искусства XVI века является щит из булатной стали мастера Мумин-Мухамета, принадлежавший известному русскому воеводе, боярину Ф.М. Мстиславскому.
Щит выкован из цельного листа «красного» булата, поверхность инкрустирована золотом. Поверхность щита вычеканена сорока двумя косыми вогнутыми дольками, которые гладко отполированы и через одну инкрустированы золотом. Одни полосы украшены орнаментами, на других очень тонкие рисунки представляют военные и охотничьи сцены, отдельных людей, птиц и зверей. Этот выдающийся памятник не имеет себе равных по отделке. Золотая насечка на стальной поверхности щита — поразительной красоты и художественного совершенства.
Излюбленным направлением деятельности иранских мастеров было конское убранство: седла, стремена, чепраки, узды, отличавшиеся необычайной роскошью. Конь на востоке считался самым близким другом человека, и его стремились украсить как можно богаче. Большинство седел и узд украшены яшмовыми и перламутровыми вставками, в которых закреплялись рубины, изумруды, жемчужины. Сиденье и крыльца обивались бархатом, атласом, украшались серебряными и золотыми накладками с пышным узором. Особой популярностью в украшении конского убранства была бирюза, которую в Иране любили и которой присваивали чудодейственные свойства.
В Оружейной палате Московского Кремля имеется обширная коллекция иранского прикладного искусства. Коллекция сложилась преимущественно из предметов, которые были привезены в Москву иранскими послами и купцами в качестве даров русским царям. Согласно дипломатическому этикету привоз подарков посольствами был обязателен. После подношения царю каждая вещь обязательно оценивалась и передавалась для хранения на Казенный двор, откуда выносить их можно было только с разрешения царя.
В качестве богатого подарка царю Борису Годунову в 1604 г. был привезен послом Лачин-беком от шаха Аббаса I (1587-1629 гг.) уникальный золотой трон. Трон с низкой спинкой и высоким сиденьем покрыт листовым золотом с тонким тиснением травным узором и сплошь усыпан темно-красными рубинами, жемчужинами и бирюзой разнообразных оттенков — от белого до ярко-синего.
Роскошным подарком XVII в. является «алмазный» трон, привезенный армянской торговой компанией Ирана царю Алексею Михайловичу в 1659 г. за право беспошлинной торговли в России. Трон украшен бирюзой, рубинами и алмазами. Алмазов на троне около 800 штук, от них трон и получил свое название. На спинке трона по черному бархату вышиты два гения и между ними щит с надписью на латинском языке: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон великим искусством соделанный…».