Искусство греческих городов северного Причерноморья

В курганах и некрополях Северного Причерноморья сохранилось большое количество предметов из золота и серебра. Наибольший интерес представляют вещи с изображением скифов, сделанные пантикопейскими греческими мастерами по заказу скифской знати. В этих памятниках, справедливо пользующихся мировой известностью благодаря их высокому художественному качеству, изображена жизнь скифов так, как это отвечало желаниям заказчиков. Такие произведения, для выполнения которых были приложены все знания и весь опыт греческих мастеров эпохи расцвета, находились в быту скифов и отвечали художественным вкусам верхушки скифского общества. Глубокое восприятие греческого искусства оказалось возможным только в результате длительного пути, пройденного к тому времени скифской культурой. К таким произведениям относятся знаменитый электроновый сосуд из кургана Куль-Оба.
Его форма — не греческая; может быть, это форма скифских культовых сосудов, на круглом тулове, вверху проходит фриз из семи фигур скифов. Один из них натягивает тетиву лука, двое других, вооруженных копьями, сидят друг против друга — это военачальник внимательно выслушивает донесение воина; один из скифов перевязывает ногу раненого товарища, наконец еще один из них ощупывает больную челюсть или зуб сидящего со страдающим видом скифа. Необычайно характерен жест скифа с больным зубом: он хватает товарища за руку, которой тот исследует его рот. Группировка фигур свидетельствует о большом композиционном мастерстве художника, сумевшего разместить фигуры на узкой полоске так, что сидячее или согнутое положение не кажется условным. Одежда — кафтаны с длинными, узкими рукавами, узкие штаны, мягкая обувь, остроконечные войлочные башлыки; прическа — длинные волосы; вооружение — ториты, лук, копье; все это выполнено с необычайной точностью в отличие от условного изображения «варваров» в греческой вазописи. Степь как место действия охарактеризована неровностями почвы и травкой, помеченной тонкой гравировкой.
Открытая в Чертомлыцком кургане (близ Никополя) в 1862 г. знаменитая чертомлыцкая серебряная амфора, выполненная в Пантикапее, представляет собой одно из наиболее прекрасных произведений античной торевтики. Очень характерны удлиненная, изящная форма вазы и тончайший рельефный растительный орнамент из побегов, листьев, цветов и птиц. Особый интерес представляет рельефный фриз с изображением скифов в степи среди конского табуна: скифы, треножащие коней, набрасывающие аркан, дрессирующие лошадей. Композиция фриза, производящая впечатление свободного размещения фигур в пространстве, строго продумана и связана с формой и декорацией вазы: по центральной оси лицевой стороны расстановка фигур более свободная, под ручками — более плотная. Несомненно, художник видел в жизни сцены, которые он изобразил, — старых и молодых скифов, их одежды, движение, их большеголовых коренастых коней, чувствовал вольный воздух и простор бескрайних степей, поэтому только он мог создать такое прекрасное, убедительное произведение. На плечиках вазы, выше фриза со скифами, помещена полоса с грифонами, терзающими оленя, — дань скифской «звериной» тематике.
В кургане было также обнаружено множество предметов самой разнообразной утвари. Золотые и серебряные изделия тонкой работы выполнены в греческом, персидском и скифском стилях. Кроме 5 золотых колец и серег там находилось 400 золотых продолговатых пластинок с изображениями животных и мифологических чудовищ, а также золотые ожерелья, украшенные фигурками львов.
Мировой известностью пользуется золотой гребень из кургана Солох близ Никополя.
Он украшен ажурным изображением битвы трех воинов. В центре — всадник, нападающий на пешего воина. Слева — пеший дружинник с мечом. Все фигуры поглощены борьбой, их движения необычайно решительны. Лежащая на спине убитая лошадь подчеркивает реальность сцены. Бурные движения фигур подчинены законченной, уравновешенной композиции, приближающейся к треугольнику. Ритмическим переходом между рельефной композицией и зубцами служит узкая ажурная полоска с пятью фигурами лежащих львов. Соотношение частей гребня, его пропорции также свидетельствуют о тонкости художественного вкуса мастера.
Ряд вещей из курганных находок, столь же уникальных по качеству, вероятно, привозные. Таковы ушные подвески из Куль-Обского кургана с изображением головы Афины Парфенос. Еще более тонкой работой отличаются серьги из Куль-Обы и из Феодосии; на последних — изображение воина и Ники, крылатой богини победы. Тонкость работы этих ювелирных украшений поразительна. Некоторые детали можно рассмотреть только в лупу. Для лучших ювелиров XIX в. оказалось непосильной задачей скопировать эти серьги.
Образцом самого высокого мастерства аттической торевтики IV веке до н. э. является найденный в Куль-Обе золотой витой браслет с полуфигурами двух крылатых сфинксов.
В эпоху эллинизма, в первые века нашей эры, на Боспоре складывается полихромный стиль в торевтике, характеризующийся сочетанием золота с цветными вставками. Этот стиль соответствовал появившейся моде к тяжелой, пышной роскоши.