Искусство Индии

Культура Древней Индии начала складываться уже в Ш тысячелетии до н. э. и была связана с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера до Китая.
Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства, найденные в Мохеджо-Даро и Хараппе, восходящие к 2500-1500 гг. до н. э. Так, на одной из печатей изображено трехли-кое божество, голова которого увенчана круто загнутыми кверху рогами. Вокруг него изображены олень, носорог, буйвол, слон и другие животные, считавшиеся священными. Это многоликое божество является прообразом брахманского Шивы в одном из его обликов покровителя зверей. Предполагается, что найденные в раскопках женские фигуры представляли богиню плодородия, образ которой впоследствии был связан с брахманскими «экшини» -духами плодородия.
Изображения животных на печатях выполнены очень тонко и с большой наблюдательностью: горный козел, круто повернувший голову с длинными рогами, тяжело ступающий слон, величественно стоящий священный бык и др. В отличие от животных изображения людей на печатях условны. В период правления в Индии династии Гуптов (с 320 по 530 гг.) индийское искусство переживало свой золотой век, что, в частности, нашло отражение в создании эстетически совершенных бронзовых скульптур. Три столетия спустя династия Чолов оживила эту традицию, воплотив ее в бронзовых фигурах, запечатленных в экспрессивных танцевальных позах. Динамичные, но исполненные спокойного достоинства, эти скульптуры представляют наиболее артистическое воплощение духа индуизма. Многочисленные и разнообразные индуистские божества выражают идеи брахманизма, символизируемого божественной троицей — Брахмой, Шивой и Вишну. Брахма (Великий Бог) является созидателем, творцом Вселенной и всего сущего. Изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде. Вишну (Солнечное божество, Великий Бог) — хранителем, представляется в благожелательной форме, а Шива (Верховный, Великий Бог) — разрушителем, управляющим жизнью и смертью, изображается в грозном виде, часто в священной пляске, или аскетом, погруженным в созерцание.
Многорукие божества стали общепринятой условностью индуистского искусства. Руки скульптуры всегда изображают попарно и передают какой-то аспект божественной воли.
Шива является третьим лицом в божественной триаде «Брахма-Вишну-Шива» индуистского пантеона и вместе с тем одним из самых популярных. Среди разных имен (около 1008) и многочисленных обликов Шивы с Х-ІІ вв до н. э. популярным стал образ «Танцующего Шивы» — Шивы Натараджи. Уникальная статуя Шивы Натараджи высотой 110 см найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года. Бронзовая статуэтка представляла вариант танцующего Шивы, который исполняет священный танец, выражающий космическую энергию. Индуисты верят, что, когда Шива танцует, мир погружается в хаос, а звезды беспорядочно падают на землю. Во время магического танца Шива сначала в бурном порыве разрушает Вселенную, а потом столь же энергично восстанавливает ее. В то время как руки Шивы находятся в неистовом движении, а ленты развеваются по ветру, выражение его лица благостно, так как он находится в состоянии нирваны (высшего состояния, или абсолютного покоя). В скульптуре Шива запечатлен в классической позе. Она раскрывает обе силы, приписываемые божеству, — созидательную и разрушительную, то есть вечность и незыблемость космического процесса. Его верхняя правая и левая руки держат барабаны. Они вибрируют, возвещая соответственно созидание и разрушение. Его нижняя правая рука поднята в жесте, обозначающем свободу от страха, в то время как нижней левой рукой он указывает на свою левую ногу жестом освобождения. Очевидно, символичен и жест правой ноги Шивы, которой он наносит смертельный удар карлику Апасмаре — демону материализма, зла и невежества. Развевающиеся по обе стороны головы Шивы пряди волос указывают на излучение божественной энергии.
В глазах индийцев золото, серебро и драгоценные камни имели не только материальную ценность, но и символическое значение. Так, хиранья — золото — являлась, по преданию, сгустком солнечного света и оттого почиталось самым чистым и благородным из металлов. Серебро ценилось ниже золота, оно ассоциировалось с Луной. Иногда его сплавляли с золотом, и в этом случае два металла символизировали две священные для индийцев реки — Ганг и Амуну.
Драгоценные и полудрагоценные камни индийцы связывали с планетами, приписывая камням способности воздействовать на физическое и душевное состояние человека. Самый типичный пример — украшение наваратна, состоящее из 9 камней: жемчужина, рубин, топаз, бриллиант, изумруд, лазурит, коралл, сапфир и камень, известный под названием гомела, или «коровий жир». Такое сочетание камней, согласно древнеиндийским текстам, приносило удачу.
Самые знаменитые индийские украшения всех эпох относятся к эпохе мусульманской династии Великих Моголов, правившей Индией в XVI-XVIII вв. и оказавшей колоссальное влияние на индийскую историю и культуру. К ним относились: украшения тюрбанов, налобные подвески, ободы для волос, серьги и кольца для носа (их стали носить в XIII в. под влиянием мусульман) и, конечно, ожерелья, броши, браслеты (и для запястий, и для щиколоток), пряжки, перстни, амулеты, не говоря уже об усыпанном драгоценными камнями оружии и богато украшенных предметах повседневного обихода.
Основные этапы создания каждого такого изделия включали создание эскиза, огранку камней и изготовление оправы, нанесение насечки и наложения эмалевого декора. Одним из технических приемов был кундан. камни монтировались в оправу с лаковой эмалью, причем на дно каста, куда вставлялся камень, помещалась золотая пластина, а сам камень прочно закреплялся золотыми крапанами. Украшение завершается подвеской с крупным гранатом.
В изысканных украшениях для тюрбанов воплотился прирожденный вкус могольских мастеров к изяществу; особенно удавались им сочетания различных форм и цветов. Украшать тюрбаны брошами, заколками из драгоценных камней имели право лишь императоры или их ближайшие родственники. Особые украшения предназначались дня коней правителя. Нередко украшения оформлялись с двух сторон.
Роскошные браслеты для щиколоток пышно декорировались растительным эмалевым орнаментом и снаружи, и изнутри. Снаружи эмалевый фон оттеняет драгоценные камни — рубины и бирюзу, чередующиеся с бриллиантами; великолепный браслет, инкрустированный крупными бриллиантами; декор внутренней поверхности — красно-зеленые цветы на золотом фоне.
Кинжал с искривленным клинком — один из типичных символов сикхской общины. Изготовлен из золота с бриллиантами, рубинами, изумрудами и жемчугом; ручка украшена крупным прямоугольным изумрудом.
Могольский стиль, во всем его многообразии, испытал сильное влияние местных индийских традиций. Постепенно и Запад начал проявлять интерес к индийскому ювелирному искусству, особенно после того, как на всемирной выставке 1851 г. в Лондоне был представлен ряд шедевров, в т.ч. и знаменитый алмаз Кохинор. И теперь Индия остается страной драгоценных камней и изысканных ювелирных украшений.