Искусство Средней Азии и Сибири

Наиболее ярким памятником периода сложения классового общества в Средней Азии (VII-V вв. до н. э.) являются мелкие скульптурные изображение (объемные и рельефные) из драгоценных металлов, происходящих из так называемого Амударьинского клада. Это — группа вещей, случайных находок с территории древней северной Бактрии (южный Таджикистан). Вещи из Амударьинского клада — произведения бактрийского искусства и других народов. В них можно найти черты сходства с искусством персов и мидян, что объединяется отчасти тем, что бактрийцы, мидяне и персы — народы родственные, еще не утратившие тех черт общности, которые связывали иранские племена на месте их первоначального обитания, а отчасти тем, что бактрийцы в течение двух веков были включены в орбиту политических и экономических интересов Ахеменидской державы. Есть также в этих произведениях элементы, идущие от ближайших соседей бактрийцев — кочевников Саков. Образ человека в древнем бактрийском искусстве был весьма сходен с образом людей в искусстве ассирийского царства и в ахеменидском искусстве, но отличался меньшей условностью. Характерно изображение Сака из Амударьинского клада, сделанное невысоким рельефом на золотой пластинке. Сак изображен в профиль. Его фигура несколько схематична, весь облик статичен, но лицо, несмотря на известную условность изображения (постановка глаза), чрезвычайно выразительно и, несомненно, точно передает определенный этнический тип.
Нужно отметить ту тщательность и точность, с которой переданы детали одежды и вооружения: своеобразный головной убор в виде башлыка, короткий меч — акинак на правом боку, мягкая обувь. В правой руке Сак держит священную связку прутьев — бирсом. В Амударьинском кладе есть ряд скульптурных изображений фантастических животных, тесно связывающий бактрийское искусство с искусством степных Саков, так называемым скифским звериным стилем.
О характере искусства Саков мы можем судить по находкам, сделанным при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае и относящимся к древним племенам (V-IV вв. до н. э.), близким по культуре к Сакам. Там, благодаря вечной мерзлоте, сохранились не только глиняные и металлические предметы, как это обычно бывает, но и изделия из кожи, дерева и ткани. Одежда, сбруя, посуда, мебель, оружие, найденные в погребении племенных вождей, богато украшены узором. Особенного мастерства достигли художники в изображении животных в движении, причудливо переплетенных в борьбе.
Несмотря на значительную долю стилизации, с поразительной наблюдательностью переданы особенности строения тела и повадки различных животных и птиц. Немало есть изображений фантастических существ, однако все они составлены из элементов реальных зверей. Своеобразный прием передачи мускулатуры кружками, «запятыми» и «полуподковами» условно моделирует тела животных и подчеркивает движение.
Произведения алтайских художников имеют декоративный характер: изображения живых существ сочетаются с орнаментальными мотивами, большую роль играет расцветка, четко выделяющая силуэт узора и его детали. Применение узора на самых различных бытовых предметах, указывает на древнюю местную традицию этого искусста, служившего не только племенной знати.
Исследование достижений истории южной Сибири показало большое своеобразие художественной культуры племен, населявших среднее течение реки Енисея и прилегающие области, а также их роль в культурных связях Сибири и Средней Азии с Древним Китаем.
С произведениями «звериного стиля» китайских племен по мотивам и характеру изображений могут быть сопоставлены более поздние по времени ткани из гуннского погребения в Ноин-Ула (Монголия, I век до н. э. — начало I века нашей эры), а также знаменитые бляхи, найденные и доставленные в петербургскую кунсткамеру еще в XVIII столетии.