Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху переселения народов

С конца IV в. началось широкое движение племен, известное как «великое переселение народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности (римляне называли их «варварами»), проходя огромные расстояния, вторгались в пределы Римского государства. В 476 г. Западная Римская империя распалась, германские племена образовали на ее территории ряд самостоятельных большей частью недолговечных государств.
Искусство Западной Европы в V-VIII вв. приобрело своеобразный характер — местные традиции и культуры, сохранившиеся со времени господства Римской империи, вступали во взаимодействие с художественными навыками кочевых народов Восточной Европы, а также Сирии, Египта, Ирана.
Преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются характерной чертой искусства эпохи переселения народов. Выработанные искусством декоративно-орнаментальные принципы композиции явились новыми средствами художественного выражения, характерными для возникающего в эту эпоху средневекового искусства.
Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла техника художественной обработки металлов, в частности ювелирное дело. Памятники этого вида искусства распространены на огромном пространстве, от берегов Черного моря до Британских островов; и во множестве найдены в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения, оружие, декоративная утварь, а со времени принятия христианства — также предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг. Типичные черты раннесредневекового ювелирного искусства — применение холодной эмали, крупных кабошонов, контрастно сопоставляемых с золотом и мотивы «звериного стиля».
За время I тысячелетия н. э. искусство орнамента кочевых народов Европы прошло через несколько этапов своего развития:
1. С 100 по 350 г. — филигранный стиль — украшение застежек, пряжек и др. предметов прикладного искусства тонкими золотыми и серебряными нитями, шнурами и зернами.
2. С 350 по 550 г. — полихромный стиль, или готский стиль; готы во время пребывания в Северном Причерноморье познакомились с античным стилем перегородчатой эмали и оправы драгоценных камней золотом и серебром. Эта техника получила при посредстве готов самое широкое распространение по всей Западной Европе.
Для изделий полихромного стиля характерно сочетание металла с цветными каменьями или окрашенным стеклом, в особенности золота или золоченой меди с гранатами, рубинами или красным стеклом. Металл то служит фоном, то образует ажурную оправу для прозрачных вставок.
Особенно интересны так называемые вотивные короны, обнаруженные в кладе, который был найден в середине XIX в. в Гварразаре (Гаррасаре), около Таледо.
Подобные короны в виде богато орнаментированного металлического обруча приносились в дар церкви («по обету — ex voto») и обычно подвешивались под арками. Из Гварразарского клада I наиболее известны золотые, украшенные гранатами короны вестготских королей VII в. — Свинтилы и Рекцесвинты, имена которых названы в посвятительных надписях, образуемых прикрепленными к нижнему краю корон подвесками в форме ажурных букв с драгоценными каменьями и стеклянными вставками.
3. Первая половина VI-в.; — стиль звериной орнаментики, восходя щей к искусству народов Причерноморья, Западной Сибири, Алтая и даже Китая.
В абстрактной звериной орнаментике облик зверя изменялся совершенно неузнаваемо: отдельные части животного — голова, морда, шея, нога, туловище — превращались в самостоятельный орнаментальный мотив, в условную схему. Иногда такая роль выпадала даже на долю глаз, пасти, губ, сочленений. Из них составлялись совершенно — произвольные сочетания, бесконечно усложняемые тем, что они комбинируются с ленточной плетенкой.
На высоком уровне стояла в VIII-Х вв. ювелирная пластика. Высокая ценность материала (золота и серебра) привела впоследствии к массовому уничтожению таких изделий. Дошедшие до нас отдельные произведения безоговорочно могут быть причислены по своим художественным качествам к шедеврам. Таково знаменитое исполнение неким Вольвиниусом и датированное 835 г. «Полиото» базилики Сант Ам-броджо в Милане. Это облицовка четырех сторон главного алтаря, украшенная многочисленными (более 40) рельефами из золота и позолоченного серебра. Передняя стенка алтаря сделана целиком из золота, за исключением узкой ленты внизу и акантового бордюра наверху. Драгоценные камни, античные камеи, цветные эмали, украшающие «Полиото», использованы с большим вкусом и ни в какой мере не нарушают гармонии целого. Рельефы, изображающие отдельные фигуры и целые сцены (евангельские сюжеты, эпизоды из жизни св. Амвросия и т. п.), использованы очень тонко, пропорции фигур разнообразны, однако во всех случаях масштабные отношения фигур и орнамента к размерам панелей выдержаны очень точно. Графическая четкость рисунка и присущая искусству того времени любовь к драгоценным материалам выступают здесь с большой наглядностью.
Наряду с рельефами мастера IX и X вв. создавали и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей. Остов подобных статуй изготавливали из дерева и обивали металлическими листами, как, например, знаменитая фигура св. Веры в Конке, конец X в. Святая изображена сидящей на троне с простертыми руками, в одежде, усыпанной драгоценными камнями.
Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд широко раскрытых глаз (из эмали) придают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность. Внутри полой статуи хранятся череп и пояс святой Веры.
В сокровищнице базилики св. Иоанна Крестителя в итальянском городе Монце хранится знаменитая Железная корона.
Железная корона — позднеантичная (ранневизантийская) диадема, у которой внутренний железный обруч (ободок), скрепляющий шесть ее золотых пластин, изготовлен из гвоздя (одного из трех) распятия Иисуса Христа.
Здесь же в сокровищнице собора в Монце находится один из самых необычных и загадочных памятников ювелирного искусства — Курица с семью цыплятами, — символика которого трактуется по-разному. Курица в натуральную величину выполнена из позолоченного серебра методом чеканки и гравировки: с помощью изощренной техники мастерам удалось реалистическая передача оперения и анатомических подробностей тела птицы. Однако цыплята — работы явно другого мастера, выполнены в подчеркнуто стилизованной манере.
Согласно одной из версий, это произведение символизирует королеву Теоделиндду (VI-VII вв.) в окружении герцогов лангобардских. Более уместным, хоть и не столь привлекательным, считается толкование памятника как символа церкви, собирающей вокруг себя преданную паству.
Немецкие ювелирные изделия, изготовленные с середины IX в. до середины X в., отличаются безудержной роскошью. Процветая под покровительством императорского двора, ювелирное дело отразило присущую средневековью страсть к золоту — металлу, более всего присущему императору- посреднику между Богом и людьми. Ювелирные мастера отдавали предпочтение многокрасочности драгоценных камней и утонченной филиграни, сочетали элементы каролингского стиля со свойственным варварам великолепием. Клад Гизелы, открытый в 1880 г. при прокладке канала в Майнце, дает исчерпывающие представления о ювелирном искусстве средневековья, в его предметах отразились важнейшие особенности, свойственные ювелирному делу той эпохи: обильное использование золота, любовь к богато орнаментированным поверхностям, приобщение к технике перегородчатых эмалей, использование гемм, а также камней-кабошонов, в высоких оправах либо в подвесках. Брошь, сплошь покрытая золотой филигранью, с изобилием драгоценных камней, стеклянной пасты, горного хрусталя и эмали, которые придают этой броши конца X в. избыточную роскошь и истинно «варварский» блеск.
Что касается литья из бронзы, то, судя по единичным дошедшим до нас произведениям, оно было в каролинческий период на высоком уровне.