Камни

Драгоценные камни в ювелирном искусстве Древней и средневековой Руси воспринимались как цветные пятна. В них ценили не яркий блеск, которого в то время и не могла дать их неровная поверхность, не высокие качества и чистоту, а главным образом цвет. Не придавалось значения ни тому, что камни часто обладапи естественными пороками, снижавшими их материальную ценность, ни тому, что они были неправильной формы, неравны, содержали большое количество включений, ни трещинам, ни переменной или бледной окраске.
Основное значение имел цвет камня, нужный для украшения того или иного предмета, нежная глубина «ларевого яхонта» (сапфира), таинственная зелень изумруда, горячий цвет рубина. Камень любили, им любовались.
Поднятый в высоком гнезде, он дает цветное пятно, гармонично сочетающееся с мягким блеском металла, украшающей его эмалью или чернью.
Чтобы понять отношение к камню в Древней Руси, достаточно вспомнить рассказ Джероми Гарсия о том, как умирающего Ивана Грозного в последние дни его слуги ежедневно приносили в сокровищницу, где, перебирая драгоценные камни, он, забывая свои страхи и безумные приступы гнева, любовался ими и объяснял присутствующим свойства и тайные магические силы, которые приписывали камням древние лечебники.
До последней четверти XVI в. драгоценные камни употребляли в очень скромном количестве, а жемчугом преимущественно обводили контуры предметов дробниц. К концу XVI в. нарастает пышность в украшении золотых и серебряных изделий. Драгоценные оклады, убранные многочисленными самоцветами и жемчугом, начинают вызывать больший интерес, чем живопись, которую они обрамляют.
XVII в. вносит много нового в русское ювелирное дело. Кроме крупных неграненых камней в высоких гнездах, появляются плоскогранные небольшие камни. Полосы из камней окаймляют края и части предметов, или же камни вводят в орнамент. Иногда весь орнамент выложен густо посаженными камнями различной величины и цвета.
В XVI в. и начале XVII в. излюбленным камнем был бледно-голубой сапфир, иногда в сочетании с изумрудами или рубинами. Для середины и второй половины XVII в. характерно сочетание изумрудов с рубинами. В последней четверти XVII и начале XVIII в. в большом количестве применяются алмазы и так называемые бриллианты греческой грани, которые в середине столетия сменяются бриллиантами, отодвинувшими на второй план все остальные камни. (В описях XVII в. «греческой гранью» называли алмазы, ограненные в виде четырехугольной или прямоугольной площадки сверху, переходящей фасками к краю, от которого вниз идет усеченная пирамида).
Во второй половине XVIII в. преобладают бриллианты и крупный жемчуг, которые сохраняют свое значение в течение всего XIX в.
Вместе с тем растет значение русских самоцветов — изумрудов, александритов, аметистов, аквамаринов и др.
В XIX в. и в начале XX в. роль драгоценных камней в значительной степени измерялась их денежной стоимостью, их размером, чистотой, игрой сложно ограненной поверхности.
Отношение к камню драгоценному и полудрагоценному, твердому и мягкому поделочному в прикладном искусстве уже твердо определилось.
Основное внимание художников и мастеров-ювелиров направлено на возможно лучшее выявление природной красоты камня, прозрачной чистоты и глубины его цвета или же его строения и затейливого рисунка жилок и вкраплений.
Оправа камня может усилить его блеск и цвет и может, напротив, испортить все впечатление, если неправильно взята ее форма и выбран неподходящий по цвету металл.