Киевская Русь

Киевская Русь является вехой, от которой мы начинаем отсчет многих важнейших событий, связанных с историей русского государства, русского народа, русской культуры.
В культуре Древней Руси, не без определенного влияния Византии, развивается ювелирное дело и его такие направления, как перегородчатые эмали на золоте XI-XII вв., чеканные и сканные с мельчайшей зернью украшения, резные и черневые на позолоченном фоне орнаменты и изображения фантастических птиц и зверей.
Предысторией искусства Киевской Руси является языческое искусство древних восточных славян. В одежде древних славян украшения занимали большое место и носили, прежде всего, функциональный характер.
Украшения X-XI вв. связаны с традициями феодального периода. Большинство из них изготовлено путем ковки и литья, поэтому они массивны и тяжеловесны. Материалом служили медь, серебро и их сплавы. Характерные украшения этого времени — гладкие браслеты и шейные гривны из толстого прутка металла. Выполнялись несложным способом ковки и имели сходство с такими же украшениями древних народов, находившихся на ранних ступенях развития культуры. Уже в X в. гривны и браслеты делаются не только из одного кованого прута, но также из трех перевитых между собой. Этот прием дает рельефную проработку поверхности, на которой хорошо играют свет, блики, тени, дополнительно украшенной сканной нитью. В деревенских украшениях использовались привески — амулеты, на которых подвешены фигурки птиц, коней, ключи, ложки. Эти украшения входили в ожерелья, другие носили на шнурке на груди или у пояса.
Отдельные украшения небольших размеров отливали в глиняной форме — плоскорельефные изображения конька, птицы. Более сложные по изготовлению амулеты выполнялись по «утрачиваемой форме», то есть по восковой модели.
Процесс создания восковой модели состоял в следующем. Из льняных или шерстяных шнурков, пропитанных воском, выплетали модель. Ее обливали жидким раствором глины и после затвердевания формы воск вытапливали, а шнурки выжигали. В защитную глиняную форму заливали металл. Получалось изделие, напоминающее по технике исполнения ювелирные вещи из скани.
Золотые с перегородчатой эмалью колты XI-XII вв. интересны во многих отношениях. И прежде всего своими изобразительными мотивами, в которых языческая и полуязыческая символика полностью заменяются христианской. Различны сюжеты изображений, но чаще встречаются геральдические мотивы птиц-сиринов, древа жизни или молодого ростка-крина. Элементы композиции трактуются по-разному, но основная идея сохраняется. Очевидно, она вытекает из свадебного обряда и связывается с охраной от злых духов и идей плодородия. Птицы по сторонам древа являются символом брачной пары, а росток между ними олицетворяет появление между ними новой жизни.
Мотив ростка в виде прорастающих в земле зерен переплетается в сознании древнего земледельца с образом женщины, ожидающей рождения ребенка. Поэтому на золотых коптах нередко встречается изображение молодой женщины в богатом золотом уборе. Позднее это изображение заменяется образами христианских святых, которые появляются на древнерусских украшениях (колтах, диадемах, ожерельях) к концу домонгольского периода.
Золотые с эмалью колты представляют собой одно из вершин русского ювелирного искусства по своему художественному и техническому мастерству.
По технике исполнения колты с перегородчатой эмалью очень сложны. Для миниатюрных изображений сначала подготавливали гнезда путем постепенной выборки металла резцом, а затем в углубление напаивали узкие полоски металла. Они-то и служили перегородками для эмали разного цвета, которые закреплялись на золоте при обжиге. Если учесть, что отдельные ячейки для эмали были очень малы, то можно представить себе, какой виртуозностью обладали исполнители этих вещей.
На рубеже XII-XIII вв. распространились изделия, полученные техникой тиснения. На бронзовой матрице с помощью свинцовой прокладки отбивался рельеф на тонкий лист серебра или меди. В дальнейшем эту заготовку обрабатывали, превращая колт с черневым фоном в подвеску ожерелья или какое-либо другое украшение. Также широкое распространение получили изделия, выполненные литьем. В качестве формы служили как глиняные оттиски, так и формы, вырезанные в плотном, но достаточно мягком камне, что позволяет получать мелкие рельефные детали. Именно в таких «имитационных формочках» воспроизводили самые сложные изделия, делали отливки лунниц, круглых подвесок, височных колец, пуговиц, шариков с зернью. Формы для отливок чаще делали сами ювелиры.
Величайшее значение киевского периода в истории искусства состоит в том, что он заложил основы для всего последующего развития русской культуры.