Кимберлиты и пикриты

После открытия алмазоносной трубки «Кимберли» все ультраосновные породы, сложенные тонкозернистой массой с заключенными в ней крупными вкраплениями слюды, ильменита и других минералов, стали называться кимберлитами. На каждом вновь обнаруженном выходе таких пород проводились трудоемкие работы по определению наличия и концентрации алмазов. Вблизи трубки «Кимберли» результаты работ были вполне успешными: породы всех открывавшихся тел содержали алмаз, и примерно каждая десятая трубка имела промышленную концентрацию драгоценного камня.
По мере охвата поисками территорий, находившихся на значительном удалении от района Кимберли, эффективность работ резко понизилась. Сначала единичные, а затем все более многочисленные трубки взрыва оказывались лишенными алмазов, а диатремы здесь не встречались совсем. Аналогичная картина наблюдается и в других алмазоносных регионах мира: богатые коренные месторождения неизменно тяготеют к центральным частям кимберлитовых провинций, в то время как на периферии находятся лишь и полностью лишенные алмазов породы.
В связи с тем что геологи до недавнего времени не знали причин различной алмазоносности кимберлитов, от их внимания ускользали закономерности распределения богатых коренных месторождений в пределах областей кимберлитового вулканизма и они не придавали особого значения особенностям по« род из различных частей провинций. Поиски проводились по соседству с уже выявленными алмазоносными районами, на площадях с единичными находками алмазов в россыпях, а также на территориях, где были известны выходы сходных с кимберлитами горных пород.
Отсутствие научно обоснованных принципов при выборе новых площадей для постановки поисковых работ неизбежно приводило к большим потерям средств и времени. Так, например, самая крупная капиталистическая компания по поискам и добыче алмазов- «Де Бирс» — в первой половине 60-х годов проводила поиски месторождений в Танзании. Работы продолжались пять лет и стоили около 2 млн. фунтов стерлингов. Было открыто свыше 100 трубок взрыва, но лишь немногие диатремы оказались, а все остальные — пустыми.
В середине 60-х годов в СССР был завершен цикл теоретических исследований, которые заложили основы количественных оценок сложного процесса образования кимберлитов и природных алмазов. Принципиально новый подход к анализу и обобщению обширных данных по геологии алмазных месторождений позволил выявить ряд объективных закономерностей, которые ранее ускользали от внимания ученых и геологов-практиков.
Первым весьма важным результатом этих исследований явилось предложение разделять порфировые ультраосновные породы в кимберлитовых провинциях на группы, различающиеся условиями образования (фациальные). Каждая группа включает породы, характеризующиеся сходными условиями образования. В чем же смысл и основа такого разделения?
Алмаз встречается, как уже отмечалось, далеко не во всех трубках взрыва. Кроме того, алмаз всегда сопровождается кроваво-красным и малиновым магниево-хромистым гранатом — пиропом, за что последний получил название минерала-спутника алмаза. И хотя существуют породы с пиропом, алмаз никогда не встречается в породах, лишенных пиропа. Значит, среди пород, слагающих трубки взрыва и дайки в кимберлитовых провинциях, могут быть выделены три основные группы: породы, содержащие алмаз и пироповый гранат; породы с пиропом; породы, лишенные и алмаза, и пиропа.
Таким образом, наряду с разновидностями встречаются очень похожие на них, но лишенные алмаза горные породы. Поскольку наличие таких пород — доказанный факт, следовало выяснить причины этого явления, а затем найти признаки для опознания перспективных и бесперспективных на алмазы горных пород.
В предыдущих главах рассказывалось, что согласно теоретическим расчетам и экспериментальным данным по изготовлению синтетических алмазов для образования этого минерала необходима температура 1200-1700° С и давление свыше 50 000 кгс/см2. А при каких же условиях возникают алмазы в кимберлитах?