Крит, Микены, Троя

Эгейская культура развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской.
Крит. В среднеминойский период (конец XVII — начало XVI в. до н. э.) согласно фрескам Старой башни Кносского дворца женщины одевались в платья с широкими юбками, стянутыми в талии, с открытой грудью и пышными рукавами, на тщательно причесанных волосах -диадемы и ожерелья. Найденные на Крите статуэтки богинь, держащих в руках змей, сделанные из фаянса, фаянсовые таблички с разноцветными фигурами летучих рыб, раковины, козы с козленком и другие сочетают обычную для эгейского искусства декоративность и изысканность с большой долей реалистической наблюдательности. Статуэтки богинь со змеями, с их традиционным критским костюмом и украшенным цветами убором на голове, с их торжественной, неподвижной позой были изображаемой во всем Средиземноморье богини — покровительницы всего живого, богини растительности; змея, атрибут богини, считалась священным существом.
Шедевром критской мелкой пластики можно назвать статуэтку богини со змеями Бостонского музея, сделанную из слоновой кости и золота (17 см высоты).
Ее стройная фигурка одета в длинное платье со сборками, в вытянутых руках она держит змей. Но лицо изображено более реально, чем фаянсовых статуэток, и более тонко моделировано.
Микены. Эгейское искусство, сложившееся на материке Греции, обычно называется микенским. Расцвет микенской культуры относится к 1500-1200 гг. до н. э. Микены погибли от пожара в 1200 г. до н. э.
Гомер называет Микены златообильными. Раскопки Шлимана, открывшие в Микенах купольную гробницу XIV в. до н. э. и названную им «сокровищницей Артея», по имени отца царя Агамемнона, вождя ахейцев, героя Троянской войны, и раскопки 50-х гг. XX в. дали совершенно исключительные по богатству и отчасти художественному мастерству вещи: так называемая маска Агамемнона (полное достоинства лицо, закрытые глаза, изящные борода и усы дают основание полагать, что это важная персона, возможно, местный правитель), кубки, чаши, сосуды — грубой местной работы, но массивные, из горного хрусталя, с ручкой в виде головы утки; тяжелые бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости с инкрустацией золотом; множеством бляшек, украшавших, вероятно, погребальный полог и одежду; кинжалы критской работы с изумительной по тонкости инкрустацией на клинках, изображающей бегущих львов и др.
Микенцы, сменившие на Крите минойцев, принадлежали к числу самых удачливых купцов в бассейне Эгейского моря, они возводили большие укрепленные города. В сложной социальной иерархии свое место занимали ремесленники и кузнецы: в основном они работали на богатых представителей высшего сословия.
После 1500 г. до н. э. микенцы завоевали не только Крит, но также Родос, Кипр и острова Киклады.
Микенцы хоронили своих правителей в шахтных погребениях, наполняя их золотой и серебряной посудой, оружием, резным янтарем и слоновой костью, ювелирными украшениями и другими предметами. Тела некоторых покойников мумифицировали, а лица их покрывали золотыми масками, как это делали в Древнем Египте.
В более поздние времена микенской истории царей и предводителей высшей знати стали хоронить в больших склепах, самый крупный из которых содержал сокровища Атрея — его-то и раскопал в Микенах Шлиман.
К 1200 г. до н. э. мощь микенцев начала ослабевать, и к 1100 г. до н. э. города их были завоеваны.
Сокровища Трои. Генрих Шлиман в поисках легендарной гомеровской Трои проводил раскопки на северо-западе Турции — на холме Гиссарлык, у входа в пролив Дарданеллы. Раскопки продолжались с 1871 по 1890 г., но самым удачным оказался сезон 1873 г. Так, 17 июня 1873 г. рабочие копали участок близ городской стены у Скейских ворот, где (по Гомеру) Андромаха прощалась с Гектором перед его уходом на бой с Ахиллом. Ранним утром в раскопе что-то блеснуло. Опасаясь со стороны рабочих кражи, Шлиман отпустил их всех, а сам стал копать вместе с женой. Им посчастливилось найти множество золотых предметов (более 10 тысяч вещей), находившихся в серебряном двуручном сосуде. В их числе были кольца, серьги, браслеты, шейные гривны, золотые бусины, налобная золотая лента, массивный золотой соусник (весом около 600 граммов). Но самым крупным открытием оказались две диадемы, одна из которых сделана из более 16 000 звеньев золотой цепи.
Вот что писал Шлиман о своей находке: «В большой серебряной вазе я нашел две превосходные золотые диадемы, еще одну диадему, выполненную с исключительным мастерством, четыре искусно сделанные серьги и ожерелье. Над ними находилось 56 золотых подвесок весьма необычайной формы и 8750 маленьких колец, перфорированных призм и кубиков, золотых застежек и т. п., очевидно, принадлежавших к другим украшениям. За ними последовали шесть золотых браслетов, а наверху клада — две небольшие золотые чаши. Я также нашел две золотые пластины, каждая по 5 см в длину и в каждой по 21 небольшому отверстию». Шлиман полагал, что это корона Елены Троянской (которую сын царя Трои Приама Парис похитил у ее мужа спартанца Ме-нелая), однако позднее найденные им сокровища, в числе которых было около 8000 предметов, специалисты датировали 2500-2200 гг. до н. э., то есть находки Шлимана оказались на 1000 лет старше царя Приама.
«Клад царя Приама», как их назвал Г. Шлиман, длительное время хранился в Берлинском музее древней и древнейшей истории. Во время Второй мировой войны при сдаче Берлина троянские вещи были переданы советскому командованию. В Советском Союзе «трофеи» из Берлина хранились в режиме особой секретности, и только в 1993 году Правительство России объявило, что сокровища Трои находятся в Москве.