Кубизм и сюрреализм

В 1911 г. кубизм пришел на смену модерна и стал официальным названием нового течения в искусстве, основными фигурами которого стали Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис.
Кубизм — модернистское течение в изобразительном искусстве — сведение к минимуму изобразительно-познавательной задачи искусства. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты — конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Формула кубизма: «Вещи изображаются так, как они представляются, а не так, как выглядят». Это положение кубизма перекликается с деятельностью древнегреческого скульптора IV в. до н. э. Лисиппа, который изображал вещи не «какими они есть», но «какими они кажутся».
Ювелирные украшения в стиле кубизма производили такие всемирно известные фирмы, как «Картье», «Мабуссан», «Тиффани и К» и многие другие. Среди современных художников, работающих в стиле кубизма для ювелирных украшений, можно назвать Макса Эрнста, Дюбуффе, Арна, Мэна Рейя и Джакомметти.
Сюрреализм (сверхреализм) — модернистское направление в искусстве XX в. Оно провозгласило источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма стали погоня за сенсацией, пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.
Ведущим представителем сюрреализма является испанский живописец Сальвадор Дали. Его картина «Пылающий жираф», 1935 г. — кошмарные фантасмагории, бредовые видения, противоестественные ситуации и сочетания предметов. Дали широко известен не только как крупнейший художник-сюрреалист, но и как специалист в области графики, сценографии, кинематографии, ювелирного дела. Его неповторимый художественный стиль стал формироваться в конце 20-х годов после тесного общения с П. Пикассо и художниками-сюрреалистами. Сам он назвал свою работу «нарисованной фотографией мечты», цель творчества видел в том, чтобы «упорядочить беспорядок и тем самым внести лепту в разоблачение иллюзорности реального мира». С 1950 по 1S69 г. он создал акварельные наброски в высшей степени оригинальных эскизов изделий из металла и драгоценных камней.
Пуризм. Пуристическое (пуризм — от purisme, от лат. purus — чистый) стремление к «дизайнерским» формам, лишенным какого-либо орнамента (типичное для ювелирного искусства 20-х годов XX в.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм модерна или традиции народного или средневекового искусства.
Наряду с орнаментами, имитирующими размерные исторические стили, к середине XX в. все чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например ювелирные изделия и композиции на космические темы). Представителем пуризма является датская ювелирная фирма, созданная в 1904 г. Георгом Иенсеном. В последние годы этой фирмой, возглавляемой сыном Иенсена Сореном, производятся золотые и серебряные изделия, отличающиеся простотой стиля, хотя нередко украшенные драгоценными камнями.
Ведущий швейцарский дизайнер в области производства часов и ювелирных изделий Жильбер Альбер создает драгоценности с абстрактными узорами из кусочков материала и иных недорогих предметов.
Сегодняшняя тенденция в развитии ювелирного искусства состоит в создании изделий ценность которых определяется не столько материалом, из которого они сделаны, сколько эстетической значимостью.