Культура Византии

Культура Византии, впитавшая наследие античности и Древнего Востока и выработавшая свой собственный стиль, в течение долгого времени стояла на более высокой ступени развития, чем в странах Западной Европы. Существенную роль в ее формировании и развитии сыграли славяне, населявшие значительные территории Балканского полуострова и обладавшие самобытной художественной культурой.
Ватиканский крест. С развитием христианства все более важное значение в жизни людей занимали кресты и распятия. Первоначально кресты делали небольшими и только из золота. Затем их стали украшать драгоценными камнями, а для религиозных церемоний — создавать большего размера, чем обычные нательные, чтобы придать христианским обрядам величие и пышность. Драгоценные камни — плоско ограненные или в форме кабошонов — вставляли в оправы, выступающие над поверхностью самого креста, и зажимали металлическими лапками (крапанами). В сокровищнице Святого Петра в Ватикане хранится позолоченный серебряный крест VI в., украшенный драгоценными камнями. Этот древнейший крест подарил Ватикану император Византии Юстиниан II. Гиацинты, аквамарины, изумруды, яшма, агаты, вставленные в него, сначала были обрамлены 16 крупными восточными жемчужинами, но позднее они пропали.
Все драгоценные камни, украшавшие кресты, имели не только декоративное, но и символическое значение. Например лазурит означал правдивость и упование на небеса, зеленая яшма символизировала постоянное обновление веры, красный фанат служил напоминанием о крови, пролитой христианскими мучениками. Круг символизировал вечность и совершенство, квадрат — мирскую суету и тщеславие, а треугольник — божественное триединство.
Византийские образки с перегородчатой эмалью. Высочайшим достижением прикладного искусства являются прославленные византийские эмали, представленные в наше время небольшими золотыми образками с изображением «Распятия», «Сошествия во ад». Один из них, овальной формы, входил в состав Старо-Рязанского клада 1882 года. Эмаль на этих вещах превосходного качества. Византийские эмали, отличавшиеся исключительной тонкостью исполнения, оказали влияние на эмальерное искусство других стран, в частности, они нашли широкое распространение в искусстве Киевдкой Руси. Эмали применялись в Византии для украшения одежд императора и высшего духовенства, для корон, кубков, блюд, парадных крестов реликвариев.
Образок «Распятие с предстоящим», — прекрасный образец прославленных византийских перегородчатых эмалей XI в., периода ее расцвета. Он отличается исключительной тонкостью исполнения, простотой и ясностью композиции. На лицевой стороне образа изображено «Распятие с предстоящим» — сюжет, чаще всего встречаемый в образках, иконах и других памятниках византийского прикладного искусства. Фигуры святых, несмотря на их крошечные размеры, монументальны и выразительны. Внизу, под крестом — голова Адама на скрещенных костях, вверху, в ушах — полуфигуры летящих ангелов, и еще выше — буквы, обозначающие солнце и луну. Золотая пластинка с перегородчатой эмалью вправлена в овальное обрамление с густым сканным орнаментом, украшенным зерном и двенадцатью гнездами для камней, в трех из которых сохранились жемчужины. Оправа изготовлена в Киевской Руси в XII-XIII вв.
Образок-мощевик «Сошествие во ад» изготовлен в XII в. в Византии. На золотой пластине лицевой стороны прямоугольного, почти квадратного образка перегородчатой эмали выполнена многофигурная композиция «Сошествие Христа во ад». Попирая повергнутые врата ада, правой рукой Христос выводит Адама, а в левой держит шестиконечный крест. Справа от Христа, позади Адама, стоят Ева и Авель, слева — Иоанн Креститель, император Константин и императрица Елена. По краю образка идет орнаментальная рамка, выполненная перегородчатой эмалью. В расцветке эмали преобладают голубые, синие, зеленые и красные тона. Лики исполнены розовой эмалью. На обратной стороне серебряной оправы черневая греческая надпись с перечислениями реликвий, вложенных внутрь образка, и позднейшая русская надпись с указанием веса.
Византийские камеи. В период наивысшего расцвета византийского искусства в XI-XII веках окончательно утвердился торжественный и возвышенный стиль, отвечавший идеологии феодального общества. В данный период были изготовлены высококачественные камеи. Особенно интересна среди них резная икона на стеатите с изображением Дмитрия Солунского на коне, свидетельствующая об исключительном умении византийских мастеров даже в мелком произведении создать впечатление величия и торжественности.
Дмитрий Солунский, как в Византии, так и впоследствии на Руси, считался покровителем воинов. По преданию, икона была прислана византийским императором великому князю Московскому Дмитрию Донскому в память и «благословение» победы на Куликовом поле.