Москва и Петербург в XVIII — нач. XX вв.

На рубеже XVII-XVIII вв. в русской культуре происходит перелом, имеющий огромное историческое значение: кончается средневековое и появляется новое светское искусство, в основе своей реалистическое. Коренная ломка государственного аппарата позволила Петру I создать новый тип русского государства, превратить Московскую Русь в Российскую империю. Россия в XVIII в. превратилась в могущественное государство, занявшее одно из первых мест среди передовых держав Европы того времени. Рост производительных сил, развитие промышленности и расширение промышленных связей обусловили новый расцвет науки и культуры в стране.
Первые годы XVIII в. Москва продолжает оставаться крупнейшим центром русского серебряного дела. Появляются новые формы и вместе с ними новые орнаментальные мотивы. Чарки стали принимать вид чашек и кружек, все формы начали усложняться, терять строгость и лаконичную простоту. В первой половине XVIII в. в Москве наблюдается некоторый упадок золотого и серебряного дела. Причиной этого явилась, вероятно, обстановка крайнего финансового напряжения в стране (Северная война 1700-1721 гг.), а также перенос столицы в Петербург (1712 г.), куда были вызваны лучшие мастера-серебряники Москвы.
XVIII в. — время начала расцвета русского портрета. Это новое явление нашло отражение в ювелирном искусстве. Уже в самом начале столетия появились первые миниатюрные портреты на эмали. Первыми были выполнены портреты Петра I, Екатерины II, Меньшикова, серебряные портреты царя со всеми детьми. Портрет Петра I в золотой оправе с алмазами («царская персона») служил самой почетной наградой за заслуги. Его носили, подобно ордену, на груди. Григорий Мускийский и Андрей Овсов были первыми русскими живописцами, писавшими портреты на эмали и положившими начало миниатюрной портретной живописи в России.
Появляются чеканные и резные портреты на библейские, батальные и бытовые темы. Гравирование на медных досках достигает в начале XVIII в. значительных размеров. Вплоть до второй половины XVIII в. московские резчики продолжают изображать на серебряной посуде библейские сюжеты, обрамляя клейма то пышной чеканкой, то орнаментальной резьбой. Широкое распространение получают, начиная со второго десятилетия XVIII в., изображения из книги «Символов и Эмблем», которая была издана в Амстердаме в 1705 г., а позднее дважды переиздавалась в России — в 1788 и 1811 гг.
Московские мастера-серебряники XVIII в. менее охотно, чем петербургские ювелиры, принимали новые формы и орнаменты западноевропейского искусства. Общий подъем художественной русской культуры во второй половине XVIII в. повлек за собой подъем серебряного дела. Во второй половине XVIII в. зарождается новый стиль — стиль русского классицизма. На серебряных чарках, столах, кубках, стаканах, подносах, солонках и других предметах появляются изображения, отражающие эстетические идеалы и образы античной классики: архитектурные мотивы, руины, боги, богини, амуры, фигуры, задрапированные в античные одежды, чаши, вазы, урны и корзины с цветами изображены то в обрамлении грациозных завитков в стиле рококо, то среди мелких тонких гирлянд из листьев или цветов, перевязанных бантами. Изображения и орнамент располагались свободно, оставляя большое пространство позолоченного фона, на котором выделяются темные силуэты.
Для оживления искусства эмали правительство Русского государства принимало различные меры. Одной из них было привлечение для работы в Москве северных мастеров. В 1754 г. в Москву был вызван опытный мастер «финифтяного мастерства» из Сольвычегодска Яков Григорьев Попов вместе с великоустюжским мастером черневого дела Михаилом Матвеевым Климкиным. Другой мерой для поднятия на должную высоту эмальерного искусства было направление в Китай вместе с торговыми караванами мастеров-серебряников из Москвы и сибирских городов — Иркутска и Тобольска. Этим серебряникам вменялось в обязанность отбирать и покупать для императорского двора «курьезные» вещи и драгоценные камни. Но главная их задача заключалась в изучении художественных ремесел и в том числе — искусства изготовления художественных эмалей. В 90-х годах XVIII в. на смену многоцветным ярким эмалям на серебряных изделиях московской работы появляются живописные двухцветные эмали в серых тонах (гризайль), иногда с легким коричневым оттенком на голубом фоне. В это время эмалью редко покрывали весь предмет. Чаще всего ею украшали вмонтированные в него дробницы (металлические накладки). На поверхность дробниц, покрытую эмалевым грунтом, мягкой кисточкой, смоченной эмалевыми красками, разведенными на скипидаре, наносилось нужное живописное изображение, после чего предмет подвергался обжигу. Сравнительно простая по технике исполнения живописная эмаль нашла широкое применение в украшениях различных предметов светского и церковного обихода: шкатулок, табакерок, часов, «Евангелий», потиров, панагий и др.
С колоритом живописных эмалей обычно сочетался цвет драгоценных камней. Мажорной гамме на изделиях стиля рококо соответствовали ярко-зеленые изумруды, васильково-синие сапфиры и густо-красные рубины. Изделия стиля русского классицизма, расписанные гризайлью, обычно украшались светло-сиреневыми аметистами и нежно-голубыми аквамаринами. Наиболее ценные изделия нередко сплошь были усыпаны ослепительно сверкающими бриллиантами, как, например, венец Петра I (шапка Мономаха второго наряда), на выполнение которого пошло 800 алмазов разной величины и огранки, а также в виде кабошонов рубины, изумруды, турмалины.
В связи с закрытием Золотой и Серебряной палат в Московском Кремле и превращением Оружейной палаты из «академии декоративных искусств» в административный центр лучшие мастера были переведены в Петербург. Среди них была и небольшая группа пленных шведов, которые в 1714 г. образовали первый в России, очень малочисленный цех иностранных золотых и серебряных дел мастеров, утвержденный лишь в 1721 г. В 1722 г. последовало образование цеха русских золотых и серебряных дел мастеров, как в Москве, так и в Петербурге. Значительное число художников и архитекторов, вызванных Петром I в Петербург, и многочисленные «пенсионеры», то есть наиболее даровитые молодые архитекторы, которых отправляли в Париж, Голландию и Италию для усовершенствования, сыграли большую роль, возвращаясь на родину, они, конечно, привозили с собой новые навыки и направления моды. В результате в Петербурге образовалось новое направление в серебряном и золотом деле, внесшее много западноевропейского в декоративное русское искусство, которое сохранило при этом свой национальный характер и высокие традиции прошлого. Очень интересны изменения, происходившие в технике декора. Резьба и чернь, плоскостной графический орнамент, игравший большую роль в XVI-XVIII вв., теперь уступили место пышному растительному чеканному орнаменту, придавшему всей поверхности предметов живописный характер.
В середине XVIII столетия были изготовлены такие выдающиеся произведения ювелирного искусства, как монументальная, пышная рака Александра Невского (1750-1753 гг.) и корона Екатерины II, сделанная в 1762 г. В 1752 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны была сделана рака Александра Невского из первого серебра, выплавленного на Колыванских рудниках. Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. Великолепный мастер-брил-лиантщик И. Позье изготовил Большую императорскую корону для Екатерины II. Почти 5 тысяч бриллиантов собрано здесь. Металл незаметен. Кажется, что камни парят в воздухе, радужно переливаясь. Их обилие сдерживается двумя рядами больших жемчужин. Венчает корону крупный шпинель (рубин).