Найдена трубка: богатая или бедная?

Научно обоснованные прогнозы местонахождения и перспектив алмазоносности новых кимберлитовых провинций и полей призваны помогать при выборе площадей, где следует проводить поиски месторождений. Однако эффективность геологоразведочных работ в конечном счете определяется числом открытых месторождений, количеством и качеством содержащихся в них полезных ископаемых.

И действительно, если вновь открытое поле располагается в зоне развития кимберлитов алмазной субфации и оценка по люминесценции и морфологии кристаллов из россыпей свидетельствует о высоком содержании алмазов в коренных источниках, значит ли это, что любая найденная здесь кимберлитовая трубка будет богатой? Конечно, нет! И хотя в полях кимберлитов алмазной субфации все диатремы алмазоносны, однако промышленной концентрацией обладает лишь около 8% трубок. Следовательно, нужно определять содержание алмазов в каждой вновь находимой кимберлитовой трубке.

В главе «Как ищут алмазы» рассказывалось, что прямое определение концентрации алмазов в кимберлите проводится путем промывки многих десятков и сотен тонн породы. На протяжении десятилетий и ученые, и геологи-практики настойчиво искали способы косвенных (без опробования) оценок степени алмазоносности кимберлитов. С первых лет изучения коренных месторождений самым обещающим казалось направление исследований по выявлению связи между содержанием алмазов и особенностями его минералов-спутников пиропового граната, ильменита и некоторых других минералов. Однако десятилетия проходили одно за другим, а конкретные минералогические критерии алмазоносности продолжали оставаться «голубой мечтой» .

Лишь к концу 60-х годов были получены первые положительные результаты: новосибирские геологи .во главе с Н. В. Соболевым обнаружили тонкие особенности химического состава гранатов, встречающихся в бедных и . богатых . алмазами кимберлитах.

Поиски косвенных способов оценки алмазоносности велись также по нескольким другим направлениям. В качестве критериев при этом выдвигались содержания главных и редких химических элементов в кимберлитах, изменчивость термодинамических условий образования пород и т. п. Большинство таких критериев позволяет получать лишь общие заключения о перспективах алмазоносности и непригодно для количественных оценок содержания алмазов в коренных месторождениях.

Наиболее конкретные результаты достигаются при использовании критериев, основанных на математических зависимостях содержания и качества алмазов от химического состава и условий формирования кимберлитов. Эти зависимости явились базой для создания количественных способов прогнозной оценки алмазных месторождений. Два главнейших способа мы сейчас и рассмотрим.

В середине 60-х годов был разработан способ оценки потенциальной алмазоносности кимберлитовых тел по химическому составу пород без проведения опробования. Принцип и применение способа на практике несложны. Согласно уравнению алмазоносности содержание алмазов в коренных месторождениях вычисляется как произведение двух множителей: КПА и ССК .

Очевидно, что если один из двух множителей является постоянным, то произведение зависит только от значения второго множителя.

Поиски алмазных месторождений в каждом районе начинаются с опробования речных отложений, и сведения о средней морфологии алмазов имеются уже на первом этапе работ. Определив по этим данным ССК, можно с помощью общего уравнения алмазоносности кимберлитов оценить вероятный предел содержания алмазов в любой трубке изучаемого района. При этом не требуется копать глубокие шурфы и канавы для извлечения десятков кубических метров кимберлита из-под чехла рыхлых отложений. Образцы породы для химического анализа легко и быстро извлекаются с глубины 10-20 м и более с помощью самоходных буровых установок.