Основные центры русского ювелирного искусства

В конце X — начале XI столетия русское искусство вступает в полосу блестящего расцвета, выдвинувшись на одно из первых мест в Европе. В XII — начале XIII вв. русская культура переживала период своего наивысшего расцвета и была одной из самых передовых культур современной ей Европы. Монах Теофил, живший предположительно в XI или XII в., писал в трактате «О разных ремеслах», что русские . мастера занимают место после византийских в своем искусстве и оставляют позади ювелиров Германии и Италии.
Страшное татаро-монгольское иго надолго приостановило развитие культуры. Татары грабили и разоряли русские города, разрушали и сжигали дворы ремесленников, а мастеров убивали или уводили в плен. В результате многие технические приемы художественного ремесла были забыты или утрачены безвозвратно. Так навсегда исчезло тончайшее ремесло перегородчатой эмали. Период XII — первой половины XIV вв. обычно отмечается как «глухая пора» в искусстве. От этого времени осталось очень мало произведений. В основном это небольшие крестики, образки или оправы на небольшие иконы, вырезанные из дерева, камня или кости.
С середины XIV в., когда шел процесс объединения русских земель вокруг Москвы, повышается уровень художественного ремесла. Это было обусловлено общим подъемом русской культуры, связанным с экономическим и политическим расцветом страны. С конца XIV в. в искусстве Москвы складываются свои особенности, вырабатывается «московский стилистический вариант».
Во второй половине XV в. возросшее значение московского государства, усиление великокняжеской власти, накопление богатств ведут за собой усиление роскоши дворцового быта. При московском великокняжеском дворе создаются художественные мастерские, в которых изготовляются наградное оружие, золотые и серебряные изделия. Прикладное искусство приобретает большую торжественность и роскошь.
Начиная с XVI в. местные оттенки художественной культуры постепенно утрачивают свое самостоятельное значение, растворяясь в «московском», тогда уже «общерусском» стиле.
Многие вещи, созданные ювелирами, малы по размеру, но их художественное значение, красота и выразительность столь велики, что помогают нам почувствовать и понять эпоху, колорит времени, в которое они создавались.
Для отдельных периодов истории предметы ювелирного дела представляют почти единственные источники исследования материальной культуры. Их характер и особенности помогают ученым проследить рождение и развитие культуры отдельных народов, уловить своеобразие и национальные черты искусства.
По произведениям XII-XV вв., представленным в Оружейной палате Московского Кремля, можно судить об очень высокой художественной культуре Древней Руси. Изделия эти, отмечающиеся неповторимым национальным своеобразием, позволяют выявить древнюю основу прикладного искусства многих древнерусских центров: Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода и Пскова, городов Поволжья, Москвы, Казани, городов Сибири и других центров.