Открытие алмазов на Урале и в Сибири

Тысячелетняя история добычи алмазов и рубинов в Индии, открытие в начале XV в. алмазных месторождений в Бразилии привели к возникновению у многих людей представлений о том, что драгоценные, горящие огнем камни встречаются только в жарких, южных странах. Находились «теоретики», связывавшие образование самоцветов с воздействием области. Владелец прииска граф Полье составил описание этого события: «Алмаз был найден… 14-летним мальчиком из деревни, Павлом Поповым, который, имея в виду награждение за открытие любопытных камней, пожелал принести свою находку смотрителю». Был отдан строгий приказ всем работникам прииска усиленно искать «прозрачные камешки». Вскоре в сейфе, где хранилось намытое золото и первый алмаз, лежали еще два искрящихся кристалла.
В это время по Уралу проезжал знаменитый географ и естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Управляющий прииска попросил Гумбольдта доставить в Петербург и передать супруге царя изящную малахитовую шкатулку. В ней лежал один из трех первых уральских алмазов.
Вторая алмазоносная россыпь на Урале была обнаружена у села Промысла, третья — у деревни Северной, что в 12 верстах от. Потом алмазы были встречены в Кушайской золотой россыпи Гороблагодатского округа и на Ключевском прииске купца Расторгуева, расположенном в 138 верстах от Крестовоздвиженской. Позднее алмазы находили в золотоносных песках приисков Цапы и Мостовского, на речке Положихе, в Успенской россыпи и во многих других местах на Урале.
За первые 50 лет нашли около 100 кристаллов, самый крупный из которых весил менее 2 карат. А всего до 1917 г. в различных районах Урала старатели при отмывке золотоносных песков нашли не более 250 алмазов, но почти все они были редкие по красоте и прозрачности — настоящие ювелирные камни. Самый крупный из них весил около 25 карат.
Несмотря на столь очевидное присутствие алмазов на Урале, систематические поиски их до Великой Октябрьской социалистической революции не проводились. Несомненным препятствием на пути организации этих работ являлся необъяснимый скепсис со стороны определенных кругов не только в отношении возможности обнаружения новых алмазоносных участков, но даже в отношении достоверности известных находок.
Планомерные поиски алмазов начались в 1937 г. на западном склоне Среднего Урала в районе Завода и на прилежащих площадях. ЩВ итоге этих работ алмазные россыпи были обнаружены на обширной территории. Однако россыпи оказались бедными по содержанию алмазов и сравнительно небольшими по запасам драгоценного камня. Коренных месторождений алмаза на Урале до настоящего времени обнаружить не удалось.
Промышленная добыча алмазов, организованная во время Великой Отечественной войны на уральских россыпях, обеспечивала лишь небольшую часть потребности страны в этом важном сырье. Поэтому перед геологической службой СССР встала задача искать более богатые месторождения. Искать, но где? Советский Союз занимает шестую часть поверхности суши всей планеты. Геологическое строение территории нашей родины чрезвычайно разнообразно, что еще более усложняло задачу. Поскольку коренные месторождения алмазов в те годы у нас не были известны, для выбора наиболее перспективных площадей требовалось провести сравнительное изучение геологических особенностей богатых алмазами районов Южной Африки и сходных с ними областей СССР.
В конце 30-х годов геологи А. П. Буров и В. С. Соболев (ныне академик) установили, что из всех областей СССР наибольшее сходство с Южной Африкой по геологическому строению имеет территория, Расположенная между реками Енисей и Лена — так Называемая Сибирская платформа. В это же время Другой геолог, Г. Моор, обнаружил на севере Сибиркой платформы горные породы, которые по составу очень близки алмазоносным породам Южной Африки. Все это вместе взятое позволило нашим ученым высказать предположение о вероятной Сибирской платформы. В. С. Соболев в 1940 г. писал: «Вопросам поисков кимберлитов и алмазов должна уделять внимание каждая экспедиция, работающая на севере Сибирской платформы. Особенно нужно обратить внимание на поиски алмазов в разрабатываемых россыпях благородных металлов в районе г. Норильска и на р. Вилюй».
Единичные находки алмазов в россыпях на территории Сибирской платформы были известны с 1898 г. на юго-западной’ окраине ее в бассейне р. Большой Пит (приток Енисея), где их связывали с древними ультраосновными породами Енисейского кряжа. В 1937 г. А. П. Бурову, работавшему в районе Енисейского кряжа, также удалось найти один кристалл алмаза.