Романское искусство

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В ювелирных изделиях романского периода использовались такие технологические процессы как литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и художественное ткачество. Для романвской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций и орнаментальность.
Во Франции в XI-XIII вв. наиболее развитыми видами прикладного искусства были эмальерное дело и разнообразная мелкая пластика, к последней близка резьба на церковной и парадной замковой мебели романского стиля.
В XII-XIII вв. серебряные и золотые изделия стали сравнительно редкими. Поэтому многие вещи, богато орнаментированные и украшенные самоцветными камнями и эмалью, выполняли из бронзы и латуни. Среди них выделяются разнообразием вариантов и вместе с тем традиционностью основных форм сосуды для омовения рук, так называемые акваманилы, или водолеи-рукомойники — небольшие полые фигурки львов, леопардов и всадников с ручкой и отверстием для струйки воды. Акваманилы отпивались из бронзы с потерей восковой модели (cire perdue), так что каждый кувшин является уникальным.
В романский период мирового значения достигло во Франции производство выемчатых многоцветных эмалей. В это время самыми распространенными были выемчатые эмали на меди.
Любовь к красочности, к насыщенной, яркой цветовой гамме пронизывала все прикладное искусство средневековья. Лиможские (французские) же эмальеры умели добиваться особенно чистых и ярких красок; в их изделиях преобладали ярко- и бледно-голубые тона в изысканном сочетании с тонким белым орнаментом, напоминающим усики виноградной лозы.
Мелкая пластика романского стиля в немецких землях богата и разнообразна, отличалась высоким мастерством и тонкостью работы. Удивительным изяществом отмечен средневековый памятник — чаша из горного хрусталя с двумя ручками. Чаша датируется 1000 г., оправа (возможно германской работы) — XII в..
В ювелирных изделиях романского стиля и готики величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталось со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторяющих формы церковного зодчества. Это особенно ярко проявилось в творчестве нидерландского ювелира и эмальера Николаса из Вердена (около 1150-1210 гг.), изготовившего с помощниками великолепную раку Трех волхвов для Кельнского собора в Германии.
Гробница (рака) Трех волхвов. Древнее христианское предание о трех мудрых старцах (волхвах), присутствовавших при рождении Иисуса Христа, сохранило их имена: Каспар, Мельхиор, Бальтазар.
В 1164 г. мощи, считавшиеся останками волхвов, попали к императору Священной Римской империи Фридриху Бар-баросе. Император передал их архиепископу Кельнскому, которой заказал мастеру Николасу Верденскому сделать для священных реликвий красивую золотую раку. Николас из Вердена тогда считался лучшим мастером своего дела и постоянно переезжал с места на место для выполнения различных заказов. Возможно, наиболее известная его работа — алтарь в церкви аббатства Клостернойбурге, неподалеку от Вены в Австрии. Украшающие алтарь сцены, и в их числе — Моисей на горе Синай, были в то время самыми выразительными в своем роде. Это произведение искусства считалось одним из важнейших сохранившихся памятников мастерства средневековых эмальеров.
Гробница Трех волхвов представляет собой один из великолепных примеров раки. На рельефах раки изображено крещение Иисуса, апостолы, Второе пришествие Христа, а также поклонение волхвов.
Эту раку не без оснований причисляют к наиболее выдающимся образцам ювелирного искусства того периода.
Другими столь же значительными примерами подобного рода произведений искусства являются раки святой Анны в Зибурге, святого Альбана в Кельне и святых Пиата и Никазия в городском соборе в Турне (Бельгия), хотя они значительно пострадали при реставрации.