Русское золотое и серебряное дело

Ювелирное искусство в Древней Руси, как уже отмечалось, называлось золотым или серебряным делом.
Русские люди научились отливать и чеканить объемные скульптурные формы и рельеф, вытягивать тончайшую проволоку и выполнять из нее легкие, как кружево узоры, наносить на поверхность металла графические резные изображения и усиливать рисунок, заполняя его густо-черным сернистым металлом-чернью. Сочетая золото и серебро с самоцветами и яркой немеркнущей эмалью, они стали выполнять роскошные полихромные украшения и сосуды.
На протяжении тысячелетий приемы разной обработки драгоценных металлов и инструменты ювелиров были повсеместно одинаковыми. И тем не менее как формы, так и орнаментация золотых и серебряных изделий каждой страны совершенно различны.
Все области древнерусского искусства проникнуты единством стиля. В украшениях ювелирных изделий, книжных рукописей, в художественных вышивках, фресковой живописи и белокаменной резьбе можно видеть много общего.
Орнамент изделий. Мастера-ювелиры древности жили и трудились в тесном, непосредственном общении с окружающим их миром, со всем своеобразием их форм и явлений. Они наблюдали жизнь животных, птиц, растений. В своих работах воспроизводили то, что было для них знакомым, привычным, то, что входило в их жизнь и трудовые процессы; воспроизводили так, как видели и понимали. Сходство русских ковшей с плывущей птицей — лишь отдаленное.
В них отсутствуют такие подробности, как мелкая разделка перьев, в них нет ни малейшего намека на натурализм. Это объясняется замечательным свойством русских мастеров, — умением увидеть и выделить основное, отбросив ненужные детали, уловить красоту силуэта, движения, передать сходство с птицей легким, плавным изгибом рукояти, творчески претворить живую форму и создать на основе ее изучения новую.
Национальное своеобразие русского золотого и серебреного дела обусловлено многовековыми традициями, сложившимися в творчестве многих и многих поколений. Древнерусская золотая и серебреная посуда повторяет спокойные, мягко-округлые формы народной деревянной и керамической утвари, на протяжении многих столетий бытовавшей в широких слоях населения. Эти формы всегда правдивы, лишены надуманности, тесно связаны с прямым назначением предмета. В них нет ничего нарочитого и чувствуется здоровая сила подлинного народного творчества. Древнерусские ювелиры умели не только почувствовать красоту материала, но они в совершенстве владели средствами показать лучшие качества золота и серебра.
Орнамент, нанесенный на золотой или серебреный предмет и умело распределенный на поверхности, тесно связан с формой предмета, не спорит с ней, а подчеркивает ее архитектонику, ее основные линии. При всей роскоши, а порой и сложности орнаментации, неизменно сохраняется ясность форм, величественных в своей лаконичной красоте. Орнаментация русских золотых и серебряных изделий очень богата и разнообразна. На протяжении многих столетий основной мотив орнаментации русских ювелирных изделий, — это растительные формы, сильно стилизованные в более древнее время (XII-XVI вв.) и все более приближенные к природе, — к концу XVII в.
На золотой и серебряной басме, начиная с XII в. и до конца XVI в.. часто и повсеместно повторяется в разных вариантах орнамент крупных стилизованных цветов, равномерно расположенных в полукругах, образованных изгибами вьющихся стеблей. Орнамент этот известен еще в заставках рукописных книг эпохи Киевской Руси, мы встречаем его и в грузинской чеканке XI-XII вв., где он носит иной характер, чем в России, и отличается предельной четкостью. В значительно измененном и более смягченном виде он повторяется в русской деревянной резьбе, в рукописях и басме XV и XVI вв. Для XIV в. характерны сложные узоры плетения различных рисунков и крупный, сильно стилизованный растительный орнамент.
XV в. отмечен особенно тонким изяществом орнаментации. Часто встречается в это время крестчатый орнамент различных рисунков, растительные узоры, растительные узоры с широкими, как бы расплющенными стеблями, с плоскими гладкими листьями, и чешуйчатый орнамент, напоминающий рыбью чешую или покрытие главок деревянных церквей русского севера.
В орнаменте XVI в. отчетливо выражены элементы графичности. Он очень четок, спокоен, строго ритмичен и легко читается, так как отсутствует густота, перегрузка украшениями, нарастающие лишь к концу столетия. В растительном орнаменте второй половины XVI в. и начала XVII в. листья и травы ритмично расходятся в стороны от штамба, или же это пучки трав, перехваченные кольцами, розеткой, цветком. Иногда это легкий, свободно вьющийся стебель на матовом фоне. Черненые узоры тонких трав делаются в XVI в. на гладком, ничем не заполненном фоне. Позднее фон покрывают канфареньем или резьбой. В XVII в. характер орнамента сильно изменяется. В начале столетия он еще сохраняет четкость и ясность рисунка, но в дальнейшем все больше нарастает стремление к декоративному заполнению пространства, к «узорчатости», не оставляющей ни малейшего места, лишенного узоров или камней. К середине столетия травы и стебли выпячиваются, закручиваются в спирали, рисунок становится густым и трудно читаемым. К концу XVII в. растительный орнамент начинает терять условный характер и растения изображаются в положениях, близких к природе. Появляются фигуры животных, птиц, библейские сцены, сказочные существа.
В конце XVII в. и начале XVIII в. все чаще появляются в орнаменте плоды и ягоды, сложные композиции с живыми существами, реальными образами, литературными сценами.
В XVIII в. орнамент русских золотых и серебряных изделий, сохраняя национальные особенности, в основном развивается теми же путями, что и орнаментация драгоценных изделий стран Западной Европы, из которых ведущее место в прикладном искусстве занимает в эти годы Франция (пышные цветы с длинными стеблями и толстыми сочными листьями, резные и чеканные изображения символов, эмблем, медальонов и др.).
В 30-е годы XVIII в. появляется прочный орнамент из гладких переплетающихся полос, сетки, листьев и раковин, расположенных обычно по краям предметов, в то время как середина остается гладкой.
На смену ему к середине XVIII в. приходят беспокойные, грациозные завитки рококо [франц. rococo, от rocaille — декоративный мотив в виде раковины; стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в.] Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма [абсолютная монархия], характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных [идеализированное изображение пастушеской жизни] сюжетов, эротических сцен. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям XVIII в. по изысканности, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу комфорта и внимания к личному удобству пальметки и раковины. Орнамент этот держался очень долго.
В последней четверти XVIII в. наряду с орнаментом рококо зарождается строгий орнамент классицизма, который стремится приблизиться к античным образцам.
Преобладает гладкая поверхность, окаймленная ободками в виде ликторских (сопровождающих) пучков или бус; тонкие гирлянды и венки из листьев, цветов, лент и полотенец, медальоны, вазы, архитектурные детали, фигуры людей и животных, античные одежды, амуры, сфинксы, грифоны.
Для начала XIX в. характерны строгие полосы листьев, лавровые и дубовые венки, ветви, листья, чередующиеся с пальметками. Также имело место «ложное» рококо; раковины, цветы, которые покрывают прямоугольные предметы, и «ложная» готика — возврат к средневековым орнаментам.
Во второй половине XIX в. создается стилизованный (псевдорусский) [псевдо от лат. psiudos — ложь] орнамент, в котором воскрешаются древнерусская плетенка и узоры из трав. Но в изгибе стеблей и побегов, в сплетении полос вносится слишком большая размеренность, надуманность, сухость.
Конец XIX в. — начало XX в. знаменуется появлением стиля модерн. Для модерна характерно смешение различных направлений и стилей, переплетение элементов византийских, средневековых и ренессанских, готических и романтических, маньеризма и рококо. В ювелирных произведениях стиля модерн применяются резкие сочетания таких, например, материалов, как нежная, светлая слоновая кость и темный металл. Это направление отрицает чистую классическую красоту сильного, здорового, мускулистого тела. Вместо него мы видим томно изогнутые женские фигуры в тонких одеждах, плотно облегающих изнеженное, слабое тело, запрокинутые лица с одурманенными выражениями, обрамленные разметавшимися прядями длинных волос с запутавшимися в них растениями или змеями. Цветы, на протяжении многих столетий служившие излюбленным мотивом русского орнамента, передаются грубо-натуралистично в сочетании со всевозможными насекомыми, червями, улитками, летучими мышами.
Перегруженность и пестрота орнамента доходят до предела, и это является одним из признаков упадка художественного качества.
Вместе с этим в XX в. появилось новое течение — предметы со строгими формами и скупой расцветкой; стремление к четким, лаконичным, тщательно продуманным и найденным формам, к красоте силуэта, к цветному решению и к выявлению лучших качеств и свойств материала.