Современное ювелирное искусство

Развитие ювелирного искусства в Советском Союзе целесообразно рассмотреть на примере деятельности ведущего в СССР ювелирного предприятия «Русские самоцветы».
История предприятия «Русские самоцветы» началась за 5 лет до Великой Октябрьской революции с создания в 1912 г. общества «Русские самоцветы». Устав Общества «высочайше утвердить соизволил» сам государь-император Николай II — оно было создано «для содействия развитию и улучшению кустарного гранильного и шлифовального промысла». Через 10 лет преемником названия стал государственный трест «Русские самоцветы» с головным предприятием — Петергофской гранильной фабрикой. В 20-е гг. XX в. развитию ювелирного производства в стране не уделялось должного внимания: задачи индустриализации — прежде всего. Попытки Петергофской гранильной фабрики в 1925 г. выпускать высокохудожественные изделия по эскизам известных художников Голубкиной, Златовратского, Чехонина и Орлова не увенчались успехом. В 1930 г. в Ленинграде был мраморно-распиловочный завод, который выпускал мраморные распределительные щиты для развивающейся электротехнической промышленности. К 1930 г. по всей стране производство ювелирных изделий было практически свернуто: если в 1924-1925 гг. было изготовлено 9,6 тонны золотых и 25 тонн серебряных изделий, то в 1929-1930 гг. — всего 0,5 тонны золотых и 12,6 тонн серебряных изделий. Настоящим ударом по ювелирной промышленности стало запрещение в 1929 г. производства серебряной церковной утвари. А до революции производство серебряных изделий в России достигало 160 тонн, и более половины из них составляли предметы церковной утвари. В1931-1936 гг. важной целью государства стало изъятие у населения изделий из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, которых было изъято на сумму более 250 млн золотых рублей (около 200 т золота).
Самой значимой в те годы была поистине титаническая работа по изготовлению знаменитой карты СССР для Всемирной выставки в 1937 г. в Париже. Эта карта была отвезена и на Международную выставку 1939 г. в Нью-Йорке. На обеих выставках уникальная карта была удостоена «Гран-при».
В 1936 г. началось некоторое оживление в торговле и производстве ювелирных изделий. Была организована Всесоюзная контора по производству и торговле ювелирными изделиями при Наркомате торговли — Главювелиргторг. Вторая мировая война затормозила ювелирное производство на целое десятилетие.
В 50-60-е гг. ленинградская «ювелирка» (две фабрики и артель) выпускала золотые и серебряные изделия: часы, браслеты, посуду, украшения, осуществлялась обработка и гранение камней. Изделия тех лет мастеров А. С. Кансвалова и Н. И. Дементьева хранятся в Алмазном фонде. Камнерез И. С. Буграева участвовала в создании мозаик в Эрмитаже. Открытие месторождений алмазов в Якутии привело к созданию отечественных предприятий по огранке бриллиантов, а затем и к созданию развитой ювелирной промышленности.
В 1966 г. на базе ленинградских предприятий был создан Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт ювелирной промышленности (ВНИИ-ювелирпром), который занимался технологическими разработками, в том числе литьем по выплавляемым моделям, разработкой новых сплавов, вопросами гальваники, автоматизации производственных процессов, химическими анализами, маркетингом и многими другими проблемами. Роль этого института в становлении ювелирной промышленности велика.
К началу 70-х гг. в нашей стране была создана развитая ювелирная промышленность, оснащенная прогрессивным импортным и отечественным оборудованием и выпускавшая широкий ассортимент ювелирных украшений, в том числе с якутскими алмазами. В Ленинграде производством ювелирных изделий занимались: ювелирная фабрика в Гостином дворе, считавшаяся наследницей традиций Фаберже — украшения из золота, серебра, серебряная посуда; завод «Русские самоцветы», выпускавший камнерезные изделия и украшения из серебра с поделочными камнями и хрусталем с характерным сдержанным и изысканным петербургским стилем; Ленинградский ювелирный завод — изделия из недрагоценных металлов (бижутерия). В 1970 г. эти три завода были объединены в один, получивший название «Русские самоцветы».
1971 г. был этапным в возрождении ювелирной промышленности, когда отрасль должна была удовлетворить спрос каждого жителя Советского Союза в драгоценностях: кольцо, кулон, серьги. С этой целью в Советском Союзе было создано 26 ювелирных заводов, в том числе в России 15.
Изделия лучших советских ювелиров, которые в своих произведениях следовали как образцам классического стиля XVIII-XIX вв., так и древнерусским мотивам, хранятся в Оружейной палате. Замечательная диадема «Русское поле» весом 600 г, основной элемент декора которой составляют колосья пшеницы, выполнена из золота, платины, бриллиантов. Главное украшение — крупный желтый бриллиант (35,52 карата) — помещен в центре композиции.
Особым очарованием отличается гарнитур, изготовленный советскими ювелирами в 1970-х гг. Он включает ожерелье, браслет, подвески с исключительными по красоте изумрудами, оттеняемыми искристой игрой бриллиантов.
Примером советского ювелирного искусства 1980-х гг. являются серьги и ожерелье «Юбилей» из платины, золота, бриллиантов и рубинов. Каплевидные подвески, чередуясь с розетками, образуют исключительную по тонкости композицию.
В 1981-1982 гг. в связи с резким (в 4 раза) поднятием цен на ювелирные изделия для ювелирной промышленности настали тяжелые времена. Упала популярность тяжелых безвкусных вещей (которые ранее были весьма модными и использовались как средство вложения денег на «черный день»), был наложен выпуск легковесных изделий с мелкими камнями и без них, изделий камерной пластики, живописной эмали.
В настоящее время на предприятии «Русские самоцветы» освоены все известные в мировом ювелирном деле техники и технологии (в том числе лазерные технологии и невидимая закрепка алмазов), работают с любым известным драгоценным металлом — серебром, золотом, платиной, с 50 разновидностями камней, такими как алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. Выпускается весь существующий в мире ассортимент изделий, всевозможные предметы интерьера, посуда, драгоценные сувениры — около 6 тыс. моделей, в том числе 4 тыс. моделей всевозможных украшений (рис. 118).
«Русские самоцветы» — уникальный ювелирный центр, является национальным достоянием и демонстрирующий достижения мировой ювелирной промышленности.
В настоящее время ювелирное производство России находится в упадке — тяжелое налоговое бремя и жесточайшая неравная конкурентная борьба с иностранными производителями. Но есть уверенность, что русское ювелирное производство возродится и обретет былую славу, и залогом тому служит работа крупнейших и старейших предприятий, таких как «Русские самоцветы», «Ювелиры Урала», Костромской ювелирный завод, так и вновь образованных — «Алмаз», АОЗТ «Голд Инвестмент», фирма «Русское ювелирное искуссто», ЗАОТ ТФ «Сирин» и многих других организаций.