Техника взятия шлиховой пробы

Но вот «кровавый след» обрывается: очередная и следующие за ней пробы оказываются пустыми, и даже при самом внимательном изучении в них не удается обнаружить минералов-спутников алмаза. Значит, источник этих минералов остался на склоне долины или в русле реки ниже по течению. Тогда в промежутке между последней шлиховой пробой, содержащей минералы-спутники, и первой пустой пробой отмывают еще один шлих. В зависимости от полученных результатов следующую шлиховую пробу промывают выше или ниже предыдущей. Таким образом устанавливается верхняя (по течению) точка поступления минералов-спутников алмаза в русловые отложения реки.

Здесь шлиховые пробы отбирают с обоих склонов долины. На том склоне, где обнаруживаются минералы-спутники, проводится систематическое шлиховое опробование для определения местонахождения кимберлитовой трубки. С этой целью шлиховые пробы отбирают по нескольким линиям, каждая из которых параллельна склону и выше предыдущей.

Если выход рудного тела имеет округлую или близкую к форму, то площадь (ореол) рассеяния обломков руды расширяется вниз по склону, напоминая по очертаниям вытянутый остроугольный треугольник, в вершине которого находится коренной источник рудных минералов. Проследив ореол рассеяния пиропа и ильменита в рыхлых отложениях склоне речной долины, геологи безошибочно устанавливают местоположение кимберлитовой трубки или дайки.

Промывка даже проб достаточно трудоемка. Песчано-галечный материал при этом загружают в специальное приспособление, состоящее из набора металлических сит. Сита располагаются одно над другим. Сверху находится сито с крупными ячеями, внизу — с самыми мелкими.

Агрегат приводится в колебательное движение, а сверху на него направляют поток воды, благодаря чему зернистый материал перемещается вниз и разделяется на несколько классов (по размерам частиц). Глинистые, пылевидные и тонкие песчаные частицы проходят сквозь нижнее сито и уносятся водой.

Следующая операция имеет целью обогащение разделенного на классы зернистого материала. Для этого применяется агрегат, в котором под действием пульсирующих колебаний воды происходит просадка тяжелых минералов на дно специальных камер. Обломки горных пород и минералов с плотностью менее 2,9 г/см 3 скапливаются в верхних частях камер и удаляются. Получающийся в итоге обогащения концентрат не превышает нескольких процентов от объема исходного материала и пригоден для извлечения из него алмазов.

Если в пробах из речных отложений того или иного участка найдены алмазы и геологическая обстановка не исключает наличия здесь значительных по величине россыпных месторождений, то проводится опробование для оценки содержания полезного ископаемого.

Опробованию подвергаются также все вновь находимые кимберлитовые трубки и дайки.

В середине XX в. разработаны способы поисков коренных месторождений алмазов, при которых используются физические свойства кимберлитов: такие как, электропроводность и некоторые другие. Наиболее широко применяются способы, основанные на магнитных свойствах материнских пород алмаза.

Выше, при описании кимберлитов, отмечалось, что напряженность магнитного поля над трубками взрыва нередко достигает многих десятков, сотен, а в отдельных случаях и нескольких тысяч гамм. Если такие тела залегают среди мощных толщ известняков, доломитов, песчаников и других практически немагнитных пород, то они легко могут быть обнаружены с помощью современных магнитометров. Сконструировано несколько моделей магнитометров, одни из которых предназначены для проведения аэромагнитной съемки, а другие для наземной магниторазведки.

Поиски кимберлитовых трубок способом аэромагнитной съемки проводят в районах, где по данным шлихового и опробования предполагается наличие коренных месторождений алмаза. Самолет с установленным на нем аэромагнитометром летает строго параллельными курсами, отстоящими на равные расстояния друг от друга. Чем детальнее проводятся работы, тем меньше расстояние между линиями маршрутов, тем ниже летит самолет и жестче требования к соблюдению постоянства высоты полета. В гористой местности такой полет требует от пилота особого мастерства, поскольку самолет должен буквально «выписывать» профиль гор и долин в непосредственной близости от скал.