Великолепная картина

Великолепная картина открывается посетителям выставки «Алмазный фонд СССР» в Кремле. В витринах на черном бархате таинственно мерцают, светятся изнутри и переливаются всеми цветами радуги якутские алмазы. Здесь собрано свыше 1500 камней, отличающихся исключительной чистотой и прозрачностью, нежно-голубыми и благородными зеленоватыми оттенками. Самым лучшим и крупным из них присвоены почетные имена. Таких алмазов в коллекции уже свыше трехсот. Однако если за рубежом крупнейшие алмазы назывались преимущественно по месту их находки или по фамилии владельца, то названия якутских алмазов отражают важнейшие события и памятные даты в истории нашей родины, а также увековечивают имена героев и борцов за счастье людей.
Крупнейшими из советских алмазов являются: «Звезда Якутии» (первоначальное название «50 лет Аэрофлота»)- 232,1 карата, «Революционер Иван Бабушкин» — 171,15 карата, «Волгоградский»- 162,0 карата, а также «Старт пятилетки», «Алмаз им. XXV съезда КПСС», «Алмаз им. XXV съезда КПСС», «50 лет СССР», «Юрий Гагарин», «Валентина Терешкова», «Альенде», «Унита», «Правда» и другие, масса большинства которых превышает 100 карат.
Заканчивая обзор наиболее известных и исторических алмазов, нельзя не упомянуть о курьезах, связанных с ошибочными определениями минерала. Так, долгое время, вплоть до середины XX в., самым большим алмазом считался алмаз «Браганца», принадлежавший королю Португалии. Камень напоминал по форме куриное яйцо, весил 1680 карат и оценивался в 57 000 000 фунтов стерлингов. Однако, как установил английский минералог Мове, этот «алмаз» на самом деле оказался бесцветным топазом.
Ввиду исключительно высокой твердости алмаза даже огранка его связана с большими трудностями. Очевидно, что еще труднее гравировка на этом самом твердом на земле минерале. Кроме уже упоминавшихся надписей, выгравированных на историческом алмазе «Шах», известно лишь три примера резьбы по алмазу. На Парижской выставке 1867 г. в итальянском отделе демонстрировалась одна такая работа Якова Ломбардского (произведение XV в.). Она представляла собой алмаз с искусно выгравированной головой мужчины. Известен также поясной портрет Нерона, выгравированный на алмазе в XV столетии Иоанном Констанци. В Государственном Эрмитаже (г. Ленинград) хранится вырезанная на алмазе печать изумительно тонкой работы.