Хронология формы и назначения ювелирных изделий

1. Большие серебряные и золотые сосуды — для царского дворца, для митрополитов и патриарха, для крупных светских и церковных феодалов, для столичных соборов и богатых монастырей.
2. Изделия для сложного церемониала внутренней жизни дворца:
— посуда, оправа на оружие, на седла, на колчаны и налучья для выездов на охоту, конские уборы;
— драгоценные оклады с жемчугом и самоцветами на иконы;
— церковная утварь;
— ларчики для украшений и коробочки для белил и румян;
— оправы для зеркал;
— украшенные чернью и резьбой ложки;
— серебряные клетки для попугаев;
— игрушки и кольца к колыбели;
— серебряные зубочистки;
— золотые перстни, нашивки, пряжки, застежки, серьги, пуговицы.
3. Ювелирные изделия для посадских людей (свободные ремесленники и купцы) и крестьян. Это небольшие чарки, ложки, серьги, кресла, пуговицы и другие ювелирные изделия.
4. Ювелирные изделия из привозных материалов; XVIII в.: страусовые яйца и кокосовые орехи, а также рог, камень, хрусталь.
5. XVIII в.; реформа Петра I. Столовые сервизы, табакерки, предметы туалета, предметы роскоши, вазы, люстры, письменные приборы, серебряные самовары, чайники, сахарницы и др.
6. XIX в.; изменяется форма, орнаментация, техника изготовления и ассортимент ювелирных изделий. Декоративные предметы с использованием литых серебряных фигурок. Серебряная скульптура малых форм. Ювелирные украшения античного вида.
7. Первая четверть XIX в.; мода ношения многочисленных однотипных изделий.
8. Вторая половина XIX в. — начало XX в.; интерес к древнерусскому искусству, сильно модернизированному; филигрань. Мини-скульптуры из полудрагоценных камней с оправами из драгоценных металлов. Драгоценные безделушки.
9. Современные ювелирные украшения, которые по степени серийности могут быть разделены на три группы:
1-я группа, самая маленькая — это индивидуальные, единичные предметы, выполненные художниками и ювелирами высокой квалификации.
2-я группа — это вещи, сделанные по рисункам художников и самих мастеров в небольшом количестве, ручным способом, но с помощью машин. И, наконец,
3-я группа — самая большая — это массовые изделия, которые изготовляются машинами. Художник дает рисунок, фа-вер переносит его на штамп, после чего все необходимые процессы последовательно выполняются машинами, которые штампуют рельефный орнамент, вырезают ажурные детали, подготавливают места, где должны быть вставлены камни.
Очень дорогие в смысле денежной стоимости ювелирные украшения, выполненные из золота и платины с бриллиантами, сапфирами и изумрудами, устойчивы по формам, они эволюционируют медленнее, чем дешевые изделия, которых очень много, которые меняются и приспосабливаются к минутным прихотям моды, к переменам в покрое одежды.
Лучшие из этих дорогих ювелирных украшений подразделяются на две группы, из которых одна следует в основном старым образцам. Это либо повторение почти без изменений французских брошей и кулонов стиля модерн, или же очень красивые, но не вносящие в ювелирное искусство ничего нового броши в виде банта из жемчуга и бриллиантов, напоминающие украшения первой половины XIX в., серьги, усыпанные бриллиантами и сапфирами, которые трудно отличить от серег XVIII в., кулоны в форме цветка колокольчика и другие подобные предметы.
К другой группе относятся работы художников-ювелиров, в которых отчетливо видны новые черты: большая четкость и лаконизм формы, отсутствие пестроты в красках и вместе с тем увеличивается декоративность, умение подчеркнуть красоту материала.
В современном искусстве художественной обработки металла остаются в основном, кроме чисто ювелирного дела, связанного с оправой и закрепкой драгоценных камней, три технических приема, которые не только применяются, но и получают развитие, — это эмаль, скань и чернь.