Ювелирная мода и современные ювелирные украшения

Ювелирная мода по времени может быть краткосрочной или длительной, но она всегда выражает вкусы потребителей. Ювелирная мода в этом смысле не исключение. Во все времена ювелирной моде были присущи стремление к большей изысканности и утонченности, к широкому разнообразию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. Демократичность ювелирной моды, предлагаемая ею свобода в варьировании творческих идей обеспечивают возможность создания большого числа различных видов и форм высокохудожественных ювелирных украшений, которыми в сочетании с ювелирно выполненной фурнитурой аксессуаров (пуговиц, поясов, пряжек, рельефных и фигурных накладок) дополняют не только платья, блузы, костюмы, но и шляпы, перчатки, пояса, сумки, обувь независимо от сезона и времени.
В современной ювелирной моде условно можно назвать, как отмечалось выше, три основных стилевых направления, которые являются доминирующими и влияющими на формирование, обновление и расширение ассортимента ювелирных украшений, — это:
1. Классика (от лат classicus — первоклассный — образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры). Главные признаки украшений классического стиля — строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого стиля мало подвержены капризам моды.
2. Авангард (авангардизм — франц. avant — jardisme движение в художественной культуре XX в., порывающее с существующими нормами и традициями, превращающие новизну, выразительность средств в самоцель. Авангардизм, тесно связанный с модернизмом, отражает субъективистское индивидуалистическое мировоззрение).
Украшениям стиля авангард присуща одна характерная особенность: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко шокирующее. Яркость, броскость декора, неожиданное сочетание материалов и методов обработки, необычность, гибкость и подвижность конструкции, тенденции к графизму — все это стиль авангард.
3. Фольклор (англ. folklore-народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах).
Отличительная черта украшений, исполненных в стиле фольклор, — интерпретация мотивов национально-прикладного искусства (в частности, народов Китая, Тибета, Японии, Испании, Африки, Южной и Северной Америки) и искусства древних цивилизаций.
Внутри названных стилей существует еще ряд разнообразных направлений и микростилей, среди которых можно выделить геометрическое, конструктивное и изобразительное направления и несколько микростилей, объединенных одной темой под названием «четыре стихии» (земля, огонь, вода, воздух).
Геометрическое направление актуально для всех категорий украшений, как из драгоценных, так и недрагоценных металлов; геометрическая четкость присутствует во многих видах украшений как основной прием художественного оформления. Модные мотивы, наиболее часто встречающиеся в украшениях геометрического характера, — это треугольник, круг, сфера, овал, стрелка, спираль, трапеция, ромб, сектор, сегмент, лента Мебиуса.
В украшениях конструктивного направления выражены, как правило, идеи декоративно-прикладного искусства 50-60 гг. XX в. (микростиль дизайн).
Определяющими для этого направления являются чистота и выразительность конструктивных пространственных направлений, минимум или отсутствие украшающих элементов, выявление природных достоинств материала, изысканная простота композиции (художественное конструирование). Особенно наглядно признаки конструктивного направления обычно выражаются в ассортименте ювелирных украшений для мужчин.
Изобразительное направление сформировалось в 70-е годы XX в. и включает в себя натуралистические или стилизованные изображения объектов живой и неживой природы: бант, веер, собранные в сборки ленты металла, металлическое «кружево», перевитые веревочки, переплетения, цветок, лист, веточка, дерево, яблоко, ягоды, семена деревьев, стручки перца, перо птицы, змейка, раковина улитки, морская звезда, морской конек, рыбка, раковина морского гребешка, облако, звезды, месяц, комета, фигурки людей, животных, музыкальных инструментов, автомобилей и т. д.
Ювелирные украшения на тему «огонь» в подавляющем большинстве выполнены только из золота и не имеют вставок. Все декоративные эффекты достигаются различными видами обработки золота и сочетанием в одном изделии его многоцветности с преобладанием красного.
Ювелирные украшения на тему «земля» одновременно объемны и легки (так называемое великолепное золото), отличаются тщательной деталировкой; зеркально блестящие поверхности сочетаются с матовыми и фактурными; основные мотивы формы и орнамента — мотивы флоры и фауны, а также рельеф земной поверхности. К таким украшениям относятся цепочки и браслеты, колье, ожерелья, серьги, кулоны, броши, кольца без вставок и со вставками из родонита, малахита, нефрита, агата, яшмы, чароита, сердолика, бирюзы, жемчуга.
Ювелирные украшения на тему «воздух» — тонки, легки, прозрачны (кружевное золото), в них преобладают два декоративных элемента: сеточка и ажур. Сеточка похожа на фактуру тюля, ажур напоминает кружева испанских мантилий (кружевная черная или белая накидка на голову и плечи, короткая, без рукавов) и гребней для волос. Дополнительный эффект легкости и прозрачности достигается сочетанием желтого золота с недрагоценными, прозрачными материалами, а также цветными камнями.
Ювелирные украшения на тему «вода» (колье, броши, браслеты, серьги, ожерелья) выразительны своей лаконичностью (плиссированное в складочку золото), а формой напоминают водяные струи, прозрачность которых удачно подчеркивается вставками из опала, аквамарина, хрусталя, а также элементами ажура.