Ювелирное искусство Древнего мира

На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным (многоцветным) эффектам. Материалами для ювелирных украшений служили преимущественно золото, бронза, лазурит, аметист, яшма, обсидиан и изумруды.
Применялись чеканка, гравировка и так называемая холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками).
Древние египтяне предпочитали разгонять золото в тонкие листы, вырезали из них орнамент и украшали ими разнообразные предметы: оружие, сосуды, мебель. Этот стиль ювелирного искусства называется стилем золотого листа.
Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерны для ювелирных изделий Древнего Двуречья (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер, Ур).

Древний Египет
Сокровища фараонов, найденные в гробницах, говорят о высоком ювелирном искусстве. Египтяне, верившие в загробную жизнь, считали, что в мир иной следует брать все, что необходимо для жизни. Поэтому их усыпальницы полны удивительных сокровищ.
Техника изготовления ювелирных изделий была очень высокой, применялись следующие приемы:
— литье с потерей восковой модели (литая маска Тутанхамона, статуя и кресло Рамзеса I и др.);
— пластическая обработка — ковка, чеканка, гравировка, инкрустация, холодное эмалирование;
— обработка камня.
В Древнем Египте известно широкое применение лазурита. Лазурит (ляпис-лазурь) — минерал темно-синего цвета с золотистыми крапинами (сложный силикат алюминия и натрия, содержащий серу), был излюбленным камнем древних египтян, особенно в сочетании с бирюзой. Податливость лазурита в обработке сделала его привлекательным для техники инкрустации, известной как перегородчатая эмаль. На металлической основе из тонкой проволоки делались перегородки (клаузоны), после чего между ними укреплялись на смоле (клее) самоцветы или кусочки стекла (смальты).
Гробница Тутанхамона, открытая в 1922 г. английским лордом Карнарвоном и археологом Говардом Картером — одно из наиболее известных сокровищ мира, а также единственная из дошедших до нашего времени почти не разграбленная усыпальница представителя древней египетской знати.
Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчан со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями.
За первой комнатой последовали другие, и то, что было обнаружено в гробнице фараона, превосходило самые смелые ожидания участников экспедиции. В погребальных покоях фараона они нашли деревянный позолоченный ковчег, а в нем другой — дубовый ковчег, во втором — третий позолоченный ковчег, а затем еще и четвертый. В этом четвертом находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.
Саркофаг фараона — особенно удачный пример того, как использовался лазурит для покрытия темных участков ювелирных украшений.
Посмертная маска фараона инкрустирована различными полудрагоценными камнями и кусочками стекла. Глаза сделаны из обсидиана и белого кальцита, брови из лазурита.

Египетская символика
В числе других предметов в фобнице найдена пектораль (украшение, которое носили на груди на лентах или цепочках) с изображением символов, приносящих удачу — амулет, включавший в себя вырезанный в форме жука-скарабея камень и глаз небесного бога Гора — Уаджет. Именно эти знаки, обладавшие, по мнению египтян, магической символикой, чаще всего изображались на ювелирных украшениях. Скарабей олицетворял Херпи — божество утреннего солнца, ассоциировавшегося с бессмертием. Глаз Уаджет символизировал утерянное и вновь обретенное «око Гора», которое воскресило его отца. По верованиям древних египтян, каждый фараон при жизни считался воплощением бога Гора, сына Иси-ды и Осириса, который представлялся в виде сокола, а после смерти идентифицировался с отцом Гора — Осирисом.
Царственное величие Тутанхамона подчеркивали заплетенная борода и укрепленные на его головном уборе фигуры «урея» (кобры) и ястреба.
Сокол на пекторали символизировал бога солнца Ра.
Фигура египетского бога Анибуса с головой шакала вызывала ассоциации со смертью: по поверьям египтян, он считался покровителем мертвых и хранителем некрополей.
Среди впечатляющих предметов, найденных в гробнице Тутанхамона, следует назвать нагрудные украшения, ожерелья и пекторали, серьги, браслеты. Ювелирные изделия украшались изображением грифов, соколов, скарабеев и крылатых богинь с распростертыми крыльями, и в этом, очевидно, заключался магический смысл.