Ювелирное искусство эпохи Возрождения и маньеризма

В истории мировой культуры XIV-XVI вв. являются эпохой совершенно исключительного значения. В сознании народов передовых европейских стран произошел величайший прогрессивный переворот, который определил конец средневековья и стал началом нового времени.
Термин «Возрождение» (по-итальянски — «ринашименто», по-французски — «ренессанс») условен и не исчерпывает существа явления. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения, антифеодальной в своей основе, являются светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности.
Эпоха Возрождения была временем блестящего развития прикладного искусства. Его достижения были подготовлены высоким уровнем художественных ремесел в передовых городах позднего средневековья. Серебряные и золотые кресты, металлические посохи, дарохранительницы, чаши, церковная и бытовая металлическая посуда, оружие и роскошно украшенные панцири, различные ювелирные украшения итальянской работы отличаются совершенной выделкой и художественностью. Прекрасным образцом высокохудожественной работы может служить изысканная янтарная каплевидная подвеска со сценой распятия, вставленная в оправу из резного золота и эмали, окаймленную жемчугом. Вместе со множеством других древних камней, оправленных как ювелирные украшения, это изделие принадлежит к самым изысканным образцам коллекции Медичи, именуемым также сокровищами Медичи, и отражает утонченный ренессанский вкус.
Невысокий рельеф и сдержанность декора в изделиях XIV-XV вв. сменяются в период Высокого и Позднего Возрождения богатством пластики, обилием форм, динамичной сменой фигур и чисто орнаментальных мотивов. Чаши, дарохранительницы, канделябры и водолеи того времени отражают в своих конструкциях те поиски подвижной динамики и вместе с тем логической ясности переходов несущих и несомых частей, которыми отмечены поиски и архитекторов того времени. Не случайно многие изделия из металла, как отчасти изделия из дерева, напоминают фасады зданий того времени, включают в свой декор такие элементы, как колонна, портик, купол. Серебряный реликварий Истинного Креста имеет форму прямоугольной дарохранительницы на массивной ножке с коринфскими пилястрами по углам и классическим фронтоном. Реликварий, декорированный двумя скульптурными фигурками ангелов, принадлежит римской школе XVI в. и содержит фрагменты деревянного Креста, на котором был распят Христос.
История создания бронзовых дверей баптистерия (крещальни) во Флоренции такова. Лоренцо Гиберти (1378-1435 гг.) был участником знаменитого конкурса 1401-1402 гг. на вторые (северные) двери баптистерия и вышел из него победителем. Особенности его дарования выступают в сопоставлении с конкурсным рельефом Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг., итальянский скульптор, архитектор, ученый эпохи Возрождения).
В рельефе Брунеллески больше реального правдоподобия, его герои держат себя более естественно. Авраам хватает за голову Исаака, в движении которого ощущается сильный испуг. Фигура ангела, останавливающего Авраама, дана очень динамично. Внизу скульптор поместил фигуры слуг, придав им жанровый оттенок: один из них вытаскивает из ноги занозу, другой пьет воду, недостатком рельефа Брунеллески была некоторая разбросанность фигур и слишком сложная композиционная координация — некоторые фигуры выходят за границы обрамления, выполненного в форме квадрифолия (четырехлистника).
Гиберти лучше справился с композиционно-декоративной задачей — его рельеф удачнее вставлен в обрамление, сильнее у него выражена единая ритмика изображения, мягкость и плавность линий. Вместо испуганного мальчика он изобразил в своем Исааке прекрасного античного эфеба (юношу), гордо подставляющего грудь под удар.
Работа Гиберти над вторыми дверями баптистерия охватила длительный период между 1403 и 1424 гг. Каждая из двух дверных створок имеет по четырнадцать рельефных композиций в четырехлистниковых обрамлениях. Тематика их — сцены из Нового завета, образы евангелистов и святых. Фигуры Гиберти очень изящны, складки одежд образуют мягкие парадолы. В некоторых сценах введены пейзажные элементы. В целом это произведение воспринимается как закономерное продолжение и развитие идей и форм тре-гентистского скульптора Андрео Пизано (около 1290-1348 гг., который между 1330 и 1336 гг. выполнил двадцать восемь рельефов, по четырнадцать с каждой стороны, для южных бронзовых дверей баптистерия во Флоренции. Изображая в них легендарные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя, Андреа Пизано с большой мягкостью и изяществом создает различные фигурные сцены, связанные с тонко разработанными архитектурными пейзажами).
Резкий качественный сдвиг в сторону ренессансных художественных принципов обнаруживается в главном произведении Гиберти — в третьих восточных дверях баптистерия (1425-1452 гг.), которые он рассматривал как деяние, обеспечивающее ему бессмертие в веках. Двери эти потребовали от него двадцати семи лет огромного труда. Кроме десяти сложившихся многофигурных композиций, выполненных с ювелирной тщательностью, они включают небольшие статуи пророков и портреты-головы (в их числе автопортрет Гиберти), расположенные по сторонам от рельефов. Обрамление дверного портала украшено орнаментальным рельефом из плодов, листьев и цветов. Ренессансные качества третьих дверей складываются уже в архитектонике: множество мелких рельефов в готических квадрифолиях, Гиберти укрупнил рельефы и поместил их в прямоугольные обрамления.
Сюжеты для рельефов — эпизоды из Библии — выбраны известным гуманистом Леонардо Бруни. Поскольку мастер увеличил клейма для рельефов, ему пришлось в каждой из композиций совместить по нескольку сюжетов. Так, в первом клейме изображены четыре сюжета — создание Адама, создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. Подобное нарушение единства места и времени — прием, восходящий к искусству треченто (весна Возрождения, XIV в.), но в трактовке фигур и окружающей их среды Гиберти показал себя уже чисто ренессансным мастером. Его фигуры крепко стоят на ногах, их пропорции, анатомическое строение переданы в соответствии с натурой. Главная особенность его дарования -лирическая красота образов -раскрывалась здесь во всей своей сипе. Присущее ему живое изящество сказывается не только в обрисовке персонажей — оно повсюду, в каждой линии, в каждом пластическом оттенке. Необычайно богаты и насыщены мотивами пейзажные и архитектурные фоны — то с прекрасными холмами и деревьями, то с величественными аркадами и храмами. Эти фоны разработаны в очень низком, тончайшим образом нюансированном рельефе (так называемом rilievo schiacciatto), в них использованы незадолго до того открытые Брунеллески приемы линейной перспективы. В целом благодаря неистощимой художественной фантазии мастера, красоте его образов, благозвучию и плавной ритмике форм и линий все разнообразнейшие элементы этого произведения сливаются в единый, редкий по своей законченности и великолепию ансамбль. Впоследствии великий Микеланджело сказал об этих дверях: «Они так прекрасны, что достойны стать вратами рая».