Ювелирное искусство XIX-XX вв.

В начале XIX в. проявилась строгость стиля ампир, сложившаяся в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Кувшин для горячей воды Жана Б. Клода, представляющий собой яркий пример типичных особенностей стиля ампир и характерный образец индивидуальной манеры мастера.
Подобно многим произведениям названного стиля кувшин не является парадным предметом, задуман и выполнен как произведение эффектное, оставляющее впечатление особой роскоши. И здесь, как всегда в ампирном серебре, торжественной нарядности служат сплошное золочение, идеальная полировка, резкий силуэт, контраст блестящей и матовой поверхностей. В украшении кувшина проявляются насыщение растительными мотивами, использование крупных накладок, часто с изображением мифологических персонажей.
В середине XIX в. производство массовых ювелирных изделий механизируется, в употребление входят упрощенные приемы, например накладное серебро, а вместо драгоценных камней — горный хрусталь, аквамарины, малахит, искусственные бриллианты (стразы).
Большинство изделий ювелирного искусства XIX в. стилистически тяготеет к эклектизму — соединению разнородных художественных элементов.
В XIX в. наблюдается процесс образования ювелирных и торговых домов. К фирмам, образованным в XIX в. и ныне успешно процветающим, относятся: английский ювелирный дом «Эспри»; американские компании «Блек, Старр, Фрост», «Гумп», «Шриф, Крумп и Лоу», «Тиффани и К», итальянский дом «Булгари», французские фирмы «Карье», «Шамо», «Фуко», «Жар», «Мабуссан», «Бушерон», германская фирма «Хеммерле» и многие другие.
Памятными украшениями в этот период были драгоценности, которые носили на шее на черных бархатках. Особенно популярны в Великобритании были изделия из гагата, который вставляли в оправу из ограненной стали, а во Франции и Испании вместо гагата использовали черное стекло.
На стиль многих ювелирных украшений середины и конца XIX в. большое влияние оказали открытие крупных месторождений золота и алмазов, а также ассоциации, навеянные историческими находками.
Лучшие образцы медальонов созданы в XIX в., в них хранили такие памятные и дорогие вещи, как прядь волос или портрет покойного. В конце века изготавливали золотые, серебряные и платиновые медальоны, инкрустированные бриллиантами, жемчугом, бронзой или опалами.
Ювелирные изделия начала XIX в. украшали изображениями птиц, змей, а иногда стилизованными цветами, выложенными драгоценными или полудрагоценными камнями. Золото обрабатывали с величайшей тщательностью — сначала вручную, а с 1835 г. с помощью штамповальных механизмов. За счет различных добавок к сплаву золото имело шесть различных оттенков, а поверхность изделий ювелиры часто украшали чернью, гравировкой, травлением, драгоценными камнями. Кроме того, иногда использовалась «канитель» — филигранная техника с применением очень мелких золотых капелек.
В начале XIX в. в Европе были модны парюры, которые состояли из короткого ожерелья с подвеской, длинного ожерелья и украшения для волос. В состав парюр часто добавляли серьги и браслеты в том же стиле. Характерной особенностью парюр является превращение ожерелья в брошь. Иногда конструкция длинного ожерелья позволяла разбирать его на части и превращать в парюру, состоящую из короткого ожерелья, одной или двух брошей и браслета.
Наполеон дарил Марии-Луизе цветные камни, белоснежный жемчуг и бриллианты. Они были оправлены в блестящем стиле, характерном для начала XIX в.
В комплект украшений с рубинами и бриллиантами входят: корона, тиара, гребень, серьги, ожерелье и браслеты
В 1817 г. было изобретено накладное золото. При большой температуре и сильном давлении золотая пластина сплавлялась с другим металлом, например латунью, и многократно прокатывалась до тех пор, пока не становилась достаточно тонкой. Стоимость накладного золота была ниже, чем однородного золота той же пробы, а весило оно столько же, сколько латунь или другой похожий на нее металл, имитирующий золото.
В конце XIX — начале XX в. против эклектизма выступили мастера стиля модерн (французский moderne — новейший, современный; иные названия: Art Nouneau — Франция, Бельгия, Jugenstil — Германия, Seression — Австрия, Liberty — Италия). Специалисты стиля модерн освоили много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и др.) и развили необычайно много творческих направлений.