Ювелирное искусство XVII и XVIII вв.

В XVII-XVIII вв. возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем.
Среди шедевров европейского ювелирного искусства следует отметить голландское художественное серебро и эмали, английское художественное серебро, изделия французского ювелирного искусства, которые с конца XVII в. выдвинулись на первое место в Европе.
Голландская свадебная чаша. В XVII в. в Голландии высокого совершенства достигло изготовление богато украшенных изделий из серебра. Особенно прославились чеканкой и гравировкой братья Пауль и Адам ван Вианены, родившиеся в Утрехте в середине 60-х годов XVI века. Витиеватые узоры, принесшие им известность, в определенном смысле предшествовали стилю рококо. В самом начале XVII в. Пауль уехал в Прагу, где стал придворным ювелиром Рудольфа II, императора Священной Римской империи, широко известного как меценат, покровительствовавший развитию изящных искусств.
Любовь голландцев к цветам проявилась в серебряных изделиях середины XVII в. и позже, когда блюда, кувшины и другие предметы украшали гравированными изображениями тюльпанов. До конца XVI в. между стилями серебряной посуды Голландии и Дании различий не было, однако уже с начала XVII в. изменившийся стиль голландских изделий вызывал восхищение во всей Европе. Некоторые предметы, созданные голландскими серебряных дел мастерами, отражали специфические национальные обычаи. «Чаша для бренди» представляла собой круглый или шестиугольный сосуд для питья с двумя ручками. Его наполняли бренди с изюмом на семейных торжествах XVII-XVIII вв. Нередко эти чаши украшали гравированными надписями, связанными с событиями семейной жизни.
Типично голландские кубки включали в себя прелестные миниатюры копий ветряных мельниц. В конструкцию входила также трубочка, через которую пьющий должен был дуть на лопасти ветряной мельницы, чтобы успеть опустошить кубок до того, как она остановится. Если ему это не удавалось, вся операция повторялась снова.
Свадебные кубки в Голландии называли «чаша невесты». Из них обычно пили, провозглашая тосты за молодоженов. Таким кубкам придавали форму женского тела, причем они имели две емкости: одну — образованную юбкой, и вторую, меньшего размера, расположенную на ее поднятых руках, причем эта меньшая крепилась с двух сторон в пазах так, что при наклоне кубка она оставалась в горизонтальном положении. Переворачивая кубок, поочередно наполняли вином обе его части. Пьющий должен был сначала осушить первую из них, потом перевернуть кубок и выпить вино из меньшей так, чтобы не пролилось ни капли.
Другой типично голландский кубок называется «Ганс в винном погребке». Он делался для того, чтобы отмечать известие, что ожидается ребенок. Под расположенной в его центре крышкой при наполнении кубка появлялась фигурка ребенка. Такие кубки пользовались у голландцев популярностью с XVI по XIX в. Голландские мастера создавали подставки к бокалам для вина, кубки из покрытой резьбой скорлупы кокосовых орехов, вставленные в оправы из позолоченного серебра.
Чаши для вина и футляры для ароматических веществ. Напиток из горячего вина или эля (светлого густого пива), смешанного с кусочками хлеба или жидкой овсяной кашей, яйцами, сахаром и пряностями, впервые появившийся в XIV в., стал особенно популярен в Европе в XVII в. Эту горячую смесь, хорошо восстанавливающую силы, часто давали женщинам после родов или выздоравливающим; сосуды для этих напитков имели две ручки. Их крышки часто делали плоскими, чтобы использовать как подставки для самих сосудов. Их иногда называли «мисочки», и они были самых различных форм и размеров. В период с XIV по XIX в для их изготовления использовали олово, а в XVII и XVIII вв. — также серебро, которое иногда золотили. Немецкие аналогии таких сосудов часто были на трех ножках и обычно глубже, чем сделанные в Англии. В Америке к ним сверху приделывали вставленную в петли ручку для переноски.
Другим предметом, возникновение которого связано с распространением в Европе специй, стал круглый футляр для ароматических шариков, называемый «помандер». В эти небольшие круглые металлические футляры вкладывали шарики из ароматических специй или трав, изготовленные аптекарями или парфюмерами, и носили их на ремешках или цепочках на шее либо на поясе, чтобы они отгоняли неприятные запахи — неизменную часть повседневной жизни людей в средние века. Поскольку такие футляры часто украшали эмалью и драгоценными каменьями, они вошли в моду. В XVI в. их стали делить на сегменты, чтобы внутри получилось шесть отделений, каждое из которых предназначалось для отдельного ароматического вещества. Как правило, в их число входила амбра — воскоподобное вещество с мускусным запахом, а также корица, мускус, цибет и различные ароматические травы.
Другой причиной широкого распространения подобных футляров для благовоний был всеобщий страх заражения смертельными болезнями, и в трактатах по лечению от чумы настоятельно рекомендовалось их носить. Считалось, что постоянное вдыхание запаха ароматических веществ помогает уберечься от распространенной в воздухе инфекции. В некоторых таких футлярах, изготовленных в XVII в., аптекари хранили нашатырный спирт, получаемый из оленьих рогов, смешанный с ароматическими маслами. В XIX в. в моду вошли нюхательные соли; их держали в специальных бутылочках, открывающихся с двух сторон; колпачки некоторых из них делались из золота или серебра.
В XVIII и XIX вв. на смену «помандерам» пришили «уксусницы», обычно украшавшиеся гравировкой или чеканкой. Внутри их золотых или серебряных корпусов были вставлены сеточки или крышки с просверленными отверстиями, за которые помещали кусок губки, смоченной ароматическим уксусом. Их функции — те же, что и у футляров для ароматических шариков, поскольку пользовались ими главным образом дамы, у которых кружилась голова.