Ювелирные украшения в стиле модерн

В Англии этот стиль ассоциировался с лондонской фирмой Либерти и К, чьи мастера, например, Арчибальд Нокс, создавали разнообразные украшения и великолепные серебряные изделия. В Италии модерн и поныне называют «свободным стилем».
Хотя этот стиль варьируется в зависимости от особенностей той или иной страны, везде его отличают:
— асимметричные формы и плавные изогнутые линии;
— изображения морских обитателей, змей, насекомых и растений;
— человеческие изображения чаще всего представлены фигурой стройной, гибкой, мечтательной девушки с длинными распущенными волосами.
Стимулом к появлению модерна, корни которого восходят к Движению британских деятелей искусств и ремесел, было стремление повысить уровень массовой продукции.
Стиль модерн, несмотря на свою короткую жизнь, проложил путь для дальнейшего развития искусства и архитектуры. Художники легче преодолевали старые каноны, не копируя стили былых времен, господствовавшие в искусстве XIX в., а создавали оригинальные вещи, более полно раскрывающие их творческий гений.
Выдающийся бельгийский ювелир-дизайнер Филипп Вопьфер, работавший в стиле модерн, создал удивительные украшения, в которых необычным было сочетание различных материалов и умелое использование неправильной формы драгоценных камней.
Французский ювелир Жорж Фуке нашел себе замечательного партнера в лице чешского графика Альфонса Муха, работавшего тогда в Париже. Союз этих двух мастеров модерна дал две известные работы: восхитительную брошь с вырезанным на слоновой кости лицом, обрамленным распущенным волосами из золота и слоновой кости, и браслете кольцом, сделанный для знаменитой французской актрисы Сары Бернар.
Эжен Фейятр — еще один выдающийся представитель плеяды художников, чей талант блистательно раскрылся в годы подъема модерна.
Мастер специализировался на серебряных изделиях, украшенных эмалью, в эмальерной технике, известной под названием «оконной эмали». Помимо ювелирных изделий Фейятр делал необычной формы бутыли, блюда и другие предметы.
Рене Лалик. Среди наиболее талантливых представителей стиля модерн — француз Лалик, создавший оригинальные и восхитительные ювелирные украшения. Его характеризует безудержный полет фантазии и широчайший спектр применяемых материалов. Он отличался пристрастием к изображению животных, рыб, растений и особенно насекомых. На крыльях стрекоз маленькие изумруды, по краям эмаль и бриллианты в виде розочек, тельца — эмалевые. Головы стрекоз выполнены в так называемой манере Лалика.
Иногда Лалик с безукоризненной точностью воспроизводил натуру, порой уходил в мир фантазии, создавая прихотливые образы необычной притягательной силы. При близком рассмотрении знаменитая брошь «Стрекозы» предстает странным созданием, походящим на насекомое с длинным, сужающимся к концу телом и непропорционально большими костями, выходящим из обнаженного женского торса вместе с двумя огромными крыльями с размахом более 25 см, изготовленными в технике «оконной эмали». Цена ювелирного украшения не имела для Лалика ничего общего со стоимостью материалов, из которых оно изготовлено. Он страстно увлекался созданием изделий из стекла и эмали в необычных сочетаниях с другими материалами — слоновой костью, рогом и янтарем, которые с удивительным мастерством и вкусом покрывал восхитительной резьбой. С той же легкостью и изяществом он комбинировал золото разных цветов и бриллианты со стеклом, серебром, медью, сталью и даже алюминием. С 1895 по 1912 г. Лалик выполнял заказы американского нефтяного магната Капуста Гульбекяна, жившего в Париже и познакомившегося с ним через величайшую актрису Сару Бернар. Покровительство такого могущественного патрона позволило Лалику создавать свои творения без оглядки на их коммерческий потенциал. Коллекция Гульбекяна состоит примерно из 145 предметов.
В 1909 г. Лалик купил фабрику по производству стекла, которое с тех пор стало играть большую роль в его украшениях. В 1914 г. он оставил ювелирное дело, целиком посвятив себя работе со стеклом. Более всего Лалик знаменит своими работами по стеклу.