Облагороженные камни

Существует множество способов облагораживания драгоценных камней, в том числе улучшение цвета и/или внешнего вида природного или синтетического камня. Все это направлено на повышение их красоты и рыночной привлекательности. Одним из самых древних способов облагораживания является термообработка для улучшения или изменения цвета камня. К примеру, практика нагревания сердолика в Индии была известна еще 4000 лет назад, а пропитка изумрудов маслом — 2000 лет. В результате технического прогресса появилось множество современных методов обработки с использованием новейшей техники — к ней относятся лазер, автоматизированная термообработка и облучение. Например, лазер используют при работе с алмазом, чтобы добраться до включений, которые затем выпариваются или удаляются при помощи химических веществ, прежде чем трещина заполнится. Одни виды обработки производят постоянный эффект, например высверливание, другие могут носить временный характер: пятна и заполнения могут растечься, а термо-обработанные и облученные камни — поблекнуть или вернуться к прежнему цвету.
Большинство рубинов и сапфиров подвергают термообработке, чтобы улучшить их цвет. Слишком темные сапфиры нагревают до температуры 800-1400 °С в условиях окисления (то есть при наличии кислорода). Почти бесцветный коричневато-серый шриланкийский сапфир, так называемый «геуда», приобретает великолепный синий цвет после тепловой обработки при температуре 1500-1900 °С в восстановительных условиях.
Вариации температуры и условий помогают достичь более тонких оттенков цвета: некоторые действуют, не достигая поверхности, другие изменяют камень полностью. Уже около 100 лет коричневый топаз нагревают, чтобы придать ему более привлекательный розовый цвет, а аметист (фиолетовая разновидность кварца) превращают в менее распространенный цитрин (оранжево-коричневая разновидность).
Наравне с термообработкой для улучшения или изменения цвета камней часто используют облучение. Это может быть гамма-излучение или бомбардирование электронами, нейтронами, протонами или альфа-частицами. К примеру, многие бесцветные топазы облучают и нагревают, чтобы получить красивый синий цвет.
Во многих изумрудах присутствуют различные изъяны и трещины, которые снижают их ценность. В таких случаях применяется достаточно простой способ — пропитка изумрудов маслом. Собственно, он заключается в погружении изумруда в масло или промокании его масляной тряпочкой. Масло проникает в трещины, делая их менее заметными, а сам камень выглядит чище и ярче.
В настоящее время для разных камней используют множество видов бесцветных масел, воска и пластика. Одни находятся в жидком состоянии; другие, например смолы, застывают внутри камня или в виде внешнего покрытия.
Бирюзу, ляпис-лазурь, и некоторые халцедоны после полировки погружают в жидкий парафин или покрывают воском, который заполняет трещины и придает более красивый цвет. Помимо этого также используют цветные смолы и масла. Подбор оттенка, совпадающего с окраской камня, позволяет улучшить его цвет и замаскировать трещины.
Пропитанный маслом камень на ощупь может казаться масляным или оставлять пятна при промокании абсорбирующим материалом, таким как бумажная салфетка. Долгое использование или чистка ультразвуком могут привести к тому, что трещины станут более заметными, а в худшем случае камень может треснуть.
Нередко используются различные красители. К примеру, агат окрашивают, чтобы придать ему сходство с другими камнями или яркий, но ненатуральный розовый, зеленый или голубой оттенок. Такое окрашивание часто применяют при резьбе по камню. Кварц окрашивают в зеленый цвет для имитации жада или в красный для имитации рубина.
Фольгирование камня подразумевает помещение отражающего материала, в частности металлической фольги, под камень, чтобы изменить или улучшить его цвет и придать ему яркость. Фольгирование активно использовалось в Великобритании в Викторианскую эпоху для облагораживания дешевых стеклянных украшений. Тонкие листы золотой, серебряной или любой другой металлической фольги кладут на поверхность камня или кристалла, чтобы придать ему сияние. Когда задняя часть камня закрыта, его зеркальные свойства усиливают отражательную способность, и камень не только выглядит ярче, но и принимает цвет фольги. Кристаллы кварца, которые покрывают тонким слоем золотой фольги для получения бледно-голубого оттенка, называют «камнем ауры воды».