Ювелирное искусство

Ювелирное искусство (от нем. Juwel или голл. Juweel — драгоценный камень) — изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (Au, Ag, Pt), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарем, перламутром, костью и т. д.
Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно-прикладного (в том числе народного) искусства.
Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл.
В процессе исторического развития социально-престижное значение изделий ювелирного искусства чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магические представления.
Вплоть до XX в. ювелирное искусство остается одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.
В ювелирном искусстве применяются ковка, литье, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение, резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), филигрань, зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и иные механические приемы обработки — штамповка, вальцовка и другие.
Сначала древние мастера соединяли золотые кусочки заклепками, булавками или в прямом смысле слова сшивали их золотой проволокой.
Изобретение в Месопотамии пайки в 3-м тысячелетии до н. э. дало возможность соединять их гораздо быстрее и прочнее. Пайка — один из самых важных способов обработки металлов, с ее помощью на протяжении многих столетий мастера создавали замечательные произведения искусства.
Каждой исторической эпохе присущ свой стиль ювелирного искусства.
Стиль (лат. stilus, stylus от греч. stylos — остроконечная палочка для письма) — устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупное художественное направление или манера отдельного художника. Стиль подчеркивает глубокую обусловленность формальных структур художественного произведения социальным и культурно-историческим содержанием эпохи, творческим методом и мировоззрением художника.
В ювелирном (как и вообще) искусстве различают:
— стиль древне-восточного искусства Египта и Месопотамии;
— стили античного искусства: архаики, классики, эллинизма;
— стили средних веков: прероманский, романский, готический;
— стили эпохи Возрождения: барокко, рококо, классицизм;
— стили модерн, кубизм, сюрреализм;
— стили стран Востока, Латинской Америки и другие;
— современные подходы к стилю: классика, авангард и фольклор.
Главные признаки украшений классического стиля — строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм.
Украшениям стиля авангард присуща одна характерная особенность: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко шокирующее. Яркость, броскость декора, неожиданное сочетание материала и методов обработки, необычность, гибкость и подвижность конструкции, тенденция к графизму — все это стиль авангард.
Отличная черта украшений, исполненных в стиле фольклор — интерпретация мотивов национально-прикладного искусства (в частности, древнерусского, народов Китая, Тибета, Японии, Испании, Африки, Южной и Северной Америки) и искусства древних цивилизаций.