Цепевязание

В национальном русском костюме нашли широкое применение и разнообразные цепи. Цепевязание — один из самых старинных видов русского ювелирного производства. На протяжении многих веков оттачивались способы изготовления и декорировки цепей. Их делали как объемными, так и плоскими. К первым относятся получившие широкое распространение так называемые кольчатые цепи, состоящие из отдельных колец. Как правило, они отличались чрезмерной массивностью, некоторой грубоватостью работы и были преимущественно мужскими украшениями. Плоские цепи, равно носимые мужчинами и женщинами, характеризуются большим разнообразием видов, звеньев, которые выполнялись как из гладкой проволоки, так и из рубчатой или филигранной. В веке наиболее широко бытовали плоские цени из звеньев, по форме напоминающих горизонтально положенные в несколько рядов восьмерки, разделенные между собой короткими стерженьками, а также из розеток, украшенных эмалью, или из звеньев в виде различных рядов своеобразных колесиков, на оси которых напаяны небольшие гладкие кружочки. Тонкий, изящный рисунок плетения, использование красивых филигранных элементов, а часто и эмали придавали им необычайную декоративность, что позволяло употреблять цепи не только для ношения крестов, образков и панагии, но и как самостоятельные украшения.
На протяжении нескольких столетий традиционным русским украшением были металлические пуговицы. Они являлись необходимым атрибутом женской и мужской одежды и предназначались не только для застегивания, но и для украшения платья. Пуговицы изготовлялись из разных металлов, в том числе и из золота, но преимущественно из серебра, и декорировались чрезвычайно богато. Для их выполнения применяли самые сложные ювелирные техники: чеканку, чернь, эмаль, филигрань, зернь. Поэтому пуговицы ценились очень дорого, их бережно хранили и использовали в костюме даже XIX века, когда производство их практически было прекращено, но использовали уже не столько по прямому назначению, сколько в качестве элементов бус и подвесок, серег и ожерелий. В виде пуговиц, только без ушка, выполнялись и запонки, которыми русские крестьянки скрепляли разрез рубахи у горловины.
Из украшений рук в XIX веке повсеместно носили разнообразные кольца и перстни. Столь популярные на Руси в давние времена, за редким исключением исчезли из народного обихода. Кольца и перстни были распространены во всех слоях русского народа. Женщины и девушки некоторых областей надевали медные и серебряные простые кольца без камней, типа обручальных, иногда по три на один палец, а часто и на все пальцы руки, кроме большого.
Формы колец довольно разнообразны. Пользовались популярностью пользовались кольца нечатки, декорированные гравировкой, а иногда резными камнями, их носили преимущественно мужчины.
Широки были распространены кольца с круглыми, квадратными и восьмиугольными щитками. С 80-х годов XVIII века кольца украшались многочисленными стеклами, причем тщательно разрабатывали не только щиток, но и шинку изделия. Использование цветной фольги, подкладываемой под стекла, создавало своеобразный эффект мерцающей красочной поверхности.
Появившиеся в середине XIX века пластинчатые серебряные кольца с горизонтальной насечкой отличаются точно выверенными пропорциями и красотой силуэта и могут служить образцом строго отточенного вкуса и мастерства исполнения.
Определенным изяществом обладают и характерные для этого времени кольца, решенные в виде свернувшейся змейки, сплошь усыпанные камнями, иногда в сочетании с цветными эмалями. Этот тип колец наибольшее распространение получил среди средних слоев городского населения и зажиточного крестьянства.
Преимущественно в топ же социальной среде с середины IX века стали популярными броши, кулоны и медальоны. В качестве вставок в них использовались разнообразные природные камни самых различных форм и огранок. Эти виды украшении, выполняемые, как правило, из драгоценных металлов, в большей степени характерны для европейского платья, а не для русского национального костюма, поэтому они так же, как и некоторые другие типы изделий, широкого бытования у русских крестьян не получили.
Н некоторых районах России (особенно у донских казачек) непременным дополнением костюма были металлические пояса. Их делали из отдельных звеньев или кожи с накладками из металла. Самым декоративным элементом пояса являлась пряжка. Ажурные детали и позолота, сложные переплетения растительных и анималистических узоров придавали исключительную праздничность этому виду народного украшения.
Таковы основные виды, составляющие традиционный набор ювелирных украшений русского национального костюма.