Компоненты ансамбля

Типы, количество и характер применения ювелирных изделий в национальном костюме разных народов были различны, но принципы их сочетания с остальными компонентами ансамбля довольно близки. В основе их лежит мудрое понимание места украшений в костюме. При всем обилии, а порою и чрезмерной пышности оформления, они всегда оказываются подчиненными особенностям человеческой фигуры или цветовому и конструктивному построению костюма. Показательно в этом отношении наблюдаемое практически у всех народов деление украшений на различные комплекты, соответствующие членениям тела человека — головные, шейные, нагрудные и т.д. Правда, в ряде случаев провести строгое деление между этими комплектами довольно трудно. Как правило, эта особенность характерна для украшений тех народов, у которых изделия из металлов и камней были неотъемлемой частью национального костюма. Интересно отметить, что именно подчинение ювелирных изделий специфическим особенностям и образному строю национального костюма определило формирование самобытных форм и типов украшений. Так, у якуток своеобразные, не имеющие аналогий у других народов, головные, шейные, наспинные украшения всецело связаны с конструкцией и характером костюма. Многочисленные подвески в виде цепочек из металлических резных ажурных пластинок широкими лентами покрывали почти всю фигуру от головы до нижнего края платья, зрительно объединяя в единый комплекс шитые из разноцветных полос одежды и усиливая общее впечатление массивности и статичности всего ансамбля. Напротив, у русских ювелирные изделия служили украшением не столько костюма, сколько непосредственно самого человека. Подбор их определялся обликом женщины, стремлением подчеркнуть или сгладить те или иные ее индивидуальные черты. Здесь использовались, главным образом, общепринятые виды украшений — серьги, кольца, ожерелья; каноничных строго обязательных форм и видов практически не было.
Заметные отличия у разных народов наблюдаются в количестве одновременно носимых металлических изделий. Так, однотонная конструктивно простая одежда женщин большей части Дагестана обильно оформлялась ювелирными изделиями, создававшими своего рода мозаичную композицию на гладком фоне ткани платья. Много украшений сразу носили татарки, бурятки, русские же женщины предпочитали скромный набор изделий, тем самым как бы подчеркивая их «драгоценность».
Полный набор украшений использовался у всех народов преимущественно в праздничном костюме или в особи торжественных случаях, часто в свадебном обряде, где они должны были подчеркнуть исключительность события, придать облику участвующих в обряде людей соответствующую эмоциональную выразительность.
Обладание украшениями из драгоценных металлов было, как правило, привилегией избранных, но создавались они руками ремесленников, то есть представителей трудящейся массы. Последние, даже при самой непосредственной зависимости от вкусов и требований заказчика, вносили в создаваемые произведения элемент народном художественной культуры. Особенно ощутимо это влияние в работах мастеров, обслуживавших средние слои населения. Оно чувствуется уже в самом выборе более доступных материалов (преимущественно серебра), в использовании мотивов, распространенных в народном творчестве, в мудром понимании художественной целесообразности украшений. Именно влиянием народной культуры можно объяснить и устойчивость многих форм, орнаментальных построений, приемов создания изделий, которые и легли в основу эволюции традиционного национального ювелирного искусства каждого народа.