Лазурит: Легенда гор

В давние времена из Бадахшана через Азию в Китай проходил Великий Шелковый путь. Многие торговцы знали, что дорога эта полна трудностей. Обжигающие пески, осыпающиеся скалы, песчаные бури и холодные ледники — это лишь малая часть того, что ожидало караван. Опаснее всего было повстречать в пути разбойников. Ведь на милость природы можно было хоть как-то рассчитывать, разбойники же были всегда безжалостны. Они нападали внезапно, когда ночь накрывала землю бархатным покрывалом, когда караван спал и не был готов к сражению. Но разбойники не желали воевать. У них была особая тактика — изощренная и жестокая. Они вырезали верблюдов. И когда «корабли пустыни» утопали в багровых реках, торговцы были вынуждены оставлять весь товар и налегке возвращаться обратно в Бадахшан. Этого и добивались разбойники. Драгоценная добыча оставалась брошенной рядом с мертвыми верблюдами. И так повторялось много раз. Но однажды все случилось иначе.
Очередной караван, перевозивший в Китай знаменитый бадахшанский лазурит, чтобы обменять его на шелк и фарфор, остановился на ночлег у подножия большого ледника. Караванбаши (т. е. глава каравана) принял решение продолжить путь на рассвете. Когда все уснули, разбойники совершили свое жестокое нападение, не оставив в живых ни одного верблюда. Глубокой ночью от внутреннего беспокойства проснулся караван-баши. Обнаружив вырезанных верблюдов, он поднял на ноги всех торговцев. Выход был один — бросать товар и возвращаться в город. Но караван-баши принял иное решение. Он приказал разрубить верблюдов на куски, приморозить еще теплые части туши к леднику и восходить вверх. Метр за метром росла чудовищная «лестница». Караванщики взбирались вместе с лазуритом все выше и выше, пока не обнаружили пещеру. Там они решили спрятать сокровище. Когда наступило утро, солнечные лучи разогрели ледник, и спасительная «лестница» исчезла. Вскоре погибли и караванщики. Но осталась жива легенда, что где-то высоко в горах, в какой-то таинственной пещере, лежат несметные сокровища — великолепные камни лазурита.
Этот камень чаще всего сравнивают с небом. Мол, он такой же прекрасный и синий, как небесный океан. Даже само его название указывает на это. В арабском языке есть слово «azul», что означает «небесная синева». В персидском языке есть слово «lazurite», означающее «синий». К тому же у лазурита поднебесное происхоло дение, ведь добывают его в горах.
В древние времена рабочих приковывали цепями к скале, чтобы они не смогли украсть ни кусочка этого драгоценного камня. А подступы к копям охранялись день и ночь. Такие средства защиты вполне оправданны. В те времена месторождение лазурита в Бадахшане было самым крупным в мире. Оттого и ценился этот минерал непомерно высоко. Только позже были открыты копи в Афганистане, Чили, Канаде, Африке, Бирме. В 1775 году месторождение «небесного камня» обнаружили и в России, недалеко от Байкала.
Лазурит — минерал из группы алюмосиликатов, состоящий из множества различных элементов: окиси кремния, алюминия, кальция, натрия, серы и других. Цвет этого камня чаще всего неоднородный, с мельчайшими включениями пирита. Однако окраска стойкая, и далее при нагревании она не выцветает, а, напротив, становится еще более яркая. Поэтому в древности из лазурита изготавливали синюю краску, которая не выцветала на солнце. В России ее называли «голубец» и использовали для росписи самого ценного, например икон.
В Египте лазурит считался камнем, обеспечивающим долгую жизнь даже после смерти. Египтяне изготавливали из него священных жуков-скарабеев, вырезали на нижней грани имена и символы, а потом помещали камень в сердце умершего. С началом возникновения этой традиции участились случаи разорения гробниц. Грабители считали, что украденный из сердца мумии скарабей подарит долголетие и процветание. Сбывать краденое не было смысла. Лазуритовые жуки были именные, и большая часть имен была широко известна. Кроме того, скупка краденого в Египте приравнивалась к воровству и каралась смертной казнью. Поэтому разумно предположить, что крали жуков ради успокоения собственной души.
В Древнем Китае лазурит считали символом власти. Лазуритовыми шариками украшали головные уборы мандаринов, подчеркивая тем самым их приближенность к небу. В Индии полагали, что лазурит очищает ауру, избавляет от тревоги и тяжелых воспоминаний, символизирует любовь и дружбу. Европейцы верили, что украшение из «небесного камня» поможет воплотить в жизнь самые смелые идеи. Использовали лазурит и в лечебных целях. Древние алхимики изготавливали из него глазные мази, рекомендовали прикладывать камень к голове при повышенном давлении. Беременные женщины должны были носить лазурит с собой во избежание выкидыша.
Во времена святой инквизиции «небесный камень» считался настоящим спасителем для тех, кого Церковь решила осудить. Дело в том, что у инквизиторов были весьма своеобразные и не божеские методы проверки святости подсудимого. Они могли предложить прыгнуть в кипяток, пройти испытание огнем или взять в руки раскаленный металл. Если тело человека оставалось невредимым — это являлось знаком Божественного милосердия, т. е. сам Бог считает этого человека невиновным. Если же подсудимый не проходил испытание, то его казнили. Естественно, чтобы сохранить свою жизнь, люди обращались к мистическим свойствам тех или иных предметов. Одним из них являлся лазурит. Был популярен з те времена подобный рецепт: истолченный в порошок лазурит необходимо смешать с квасцами (двойные соли), красным мышьяком, соком молодила и лавровой смолой. Намазав руки данной смесью, можно совершенно спокойно прикасаться к раскаленному металлу. Доля правды в этом есть. Однако достаточно было просто смешать квасцы с каким-нибудь жиром. Эффект был бы тот же. Все остальные компоненты в рецепте не более чем «пыль в глаза».
Сегодня лазуриту находят более разумное применение. Из этого камня изготавливают украшения, вазы, шкатулки, статуэтки, талисманы. В России колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге дважды облицовывали лазуритом. В Эрмитаже можно увидеть чаши и столешницы из «небесного камня». Также во многих музеях выставлены великолепные образцы лазурита. И хотя лазурит встречается в виде зернистых агрегатов или прожилок в мраморе, не превышает 1,5-2 сантиметров, не обладает красивым блеском и хорошей прочностью, он ценится во всем мире. Есть в этом камне что-то такое, что заставляет действительно поверить в свои силы и идти к намеченной цели, преодолевая все препятствия. Ведь, если верить легенде, что-то же помогло караванщикам, миновав пески, взойти на вершину горы.
Бельгийский поэт Эмиль Верхарн сказал о лазурите так: «Он как будто пришел из дремотных пустынь, где глотают во сне раскаленную синь…»