Магия Клеопатры: все дело в закрепке

…Марк Антоний, подавленный и угнетенный, вошел в покои Клеопатры. В каменном зале мерцал огонь и пахло благовониями.
— Я сломлен… — произнес Марк.
— Выпей вина, — раздался голос Клеопатры из полумрака опочивальни. — Оно придаст тебе силы.
Царица приблизилась к возлюбленному и подала ему кубок с рубиновым напитком. Марк Антоний осушил его одним махом и внезапно почувствовал, как что-то коснулось его губ. На дне кубка оказался любимый перстень Клеопатры.
— Зачем ты это сделала? — удивился Марк.
— Ты был сломлен, — бархатный и немного коварный голос царицы усыплял сознание Марка, — я решила поддержать тебя. В перстне моя сила и власть. Я поделилась ею с тобой.
— Но где жемчужина, которой был украшен перстень? — только сейчас Марк заметил исчезновение камня.
— Она растворилась в вине, — ответила спокойно Клеопатра.
Эта история распространилась чуть ли не по всему земному шару. На ее основе строилось большинство мифов о красоте и молодости Клеопатры. Ходил слух, что царица растворяет жемчуг в вине, и этот напиток делает ее неотразимой. Многие пытались повторить рецепт Клеопатры, но все тщетно. Вывод напрашивался только один — царица обладала магическими знаниями.
Магии здесь никакой нет. Клеопатра никогда не растворяла жемчуг в вине. У нее это никогда бы и не получилось. И она об этом прекрасно знала. Царица смешивала вино с жемчужной пудрой — это правда. Но что случилось в ситуации с Марком Антонием? Дело в том, что жемчуг (как, впрочем, и многие другие драгоценные камни, которым хотят обеспечить максимальный доступ света) крепят обычно крапановым видом закрепки. Он представляет собой тонкие металлические стойки, которые, словно лапки, поддерживают камень по периметру. Вероятнее всего, жемчужина в перстне Клеопатры была закреплена ненадежно. Попав в кислое вино, органический камень слегка уменьшился в объеме и выпал. После чего был успешно проглочен Марком Антонием. Для того чтобы растворить жемчуг, Клеопатра должна была налить в кубок, по крайней мере, крепкий уксус. Сомневаюсь, что Марк выпил бы его с превеликим удовольствием.
Помимо крапанового вида, существуют и другие закрепы.
Глухая закрепка — камень будто располагается в нише с плоским дном, металл плотно прилегает со всех сторон. Это самый надежный вид. В этом его плюс. Другая положительная сторона в удобстве: оправа не цепляется за одежду. Однако есть и два значительных минуса. Во-первых, при глухой закрепке самоцвет не пропускает достаточно света. Вследствие этого — невыразительная «игра» и блеск. Во-вторых, невозможно проверить камень на наличие дефектов.
В связи с тем, что при таком виде закрепки самоцвет освещается только сверху, используется он в основном для непрозрачных камней. Бывают случаи, когда «глухой» вид применяют и для бриллианта, но тогда под минерал подкладывают металлическую фольгу, чтобы немного усилить «игру».
Полуглухая закрепка — это вид без нижней опоры. Камень держится за счет металлических пружинок, которые плотно прилегают к рундисту. Самоцвет при таком виде оправы свободно пропускает свет, но опасность кроется в пружинках. Они слишком сильно давят на камень. Если в минерале имеются микротрещины и дефекты, то подобное давление может привести к расколу.
Ободковая закрепка — камень опоясывается ободком металла. Этот вид обеспечивает двустороннее освещение самоцвета и визуально увеличивает его размер. К тому же, благодаря отсутствию цепляющихся краев данное ювелирное украшение подойдет для ежедневного ношения.
Корнеровая закрепка — камень удерживается специальными столбиками или шариками, называемыми корнерами. Изготавливаются они из основного металла ювелирного украшения. Чаще всего такой вид применяется для камней малого размера, диаметром не более 3 мм — это позволяет буквально обсыпать изделие самоцветами. Камни будут надежно держаться в украшении и пропускать достаточное количество света. Минус в одном — при некачественной работе ювелира корнеры могут цепляться за одежду, что приведет к потере камня. Различают 3 подвида корнеровой закрепки:
— каре: камень закрепляется четырьмя корнерами в центре металлической пластины;
— фаден: камни помещаются в просверленные гнезда в металлической пластине и крепятся корнерами;
— паве: камни на металлической пластине располагаются таким образом, что создается впечатление, будто изделие вымощено самоцветами.
Канальная закрепка — камни помещают один за другим внутрь канала, создавая композицию «нить». Обычно такой вид закрепки применяют при изготовлении обручальных колец. Самоцветы смотрятся очень эффектно, да и держатся прочно.
Клеевая закрепка — представляет собой сферическую форму с резьбовым штифтом, смазанным клеем, на который сажают камень с высверленным отверстием. Обычно такой вид применяют для жемчуга или любой другой вставки круглой формы.
Поэтому, если бы жемчуг в перстне Клеопатры был закреплен клеевым способом, возможно, и не оказался бы он тогда в желудке Марка Антония. Но тогда и мир остался бы без очередной легенды…