Металлические изделия

Разнообразные металлические изделия изготовлялись чаще всего из серебра разной пробы, реже из золота и меди. Значительная часть украшений в декоративных целях золотилась.
Из всевозможных техник, которыми издавна владели все мастера, особого внимания заслуживает техника так называемо!) бугорчатой, или, как ее еще называли, рельефной филиграни, наиболее распространенная и характерная для татар, требующая самого высокого мастерства. В этой технике обычно изготовляли только дорогие и ценные украшения. Бугорчатая филигрань — исключительно самобытное явление, результат богатого наследия местного ювелирного искусства. Ее основное отличие от плоской ажурной и накладной филиграни состоит в том, что орнамент в виде конусообразных бугорков, набранный из тонкой проволоки, рельефно выступал над поверхностью изделия, придавая ему весомость и объемность. Если этой сложной техникой владели лишь немногие ювелиры, то приемы чеканки, тиснения, гравировки, черни были широко распространены и в совершенстве освоены мастерами. С их помощью создавались своеобразные орнаментальные композиции, мотивами которых являлись растительные узоры в виде стилизованных цветов, листьев, веток. Такой орнамент был характерен для всех областей художественного творчества татар, так как законы мусульманской религии, которую исповедовало большинство из них, запрещали изображение живых существ. Растительные мотивы орнамента металлических украшений варьировались от четких натуралистических изображений до сильно обобщенных, почти условных. Всегда согласуясь с формой предмета, орнамент свободно размещался в его плоскости, покрывая большую часть всей поверхности изделия.
Прекрасно используя художественную выразительность материала, татарские ювелиры умело сочетали различные техники обработки металла с яркими контрастными по цвету камнями, достигая при этом исключительного декоративного эффекта.
Камни придавали украшениям большую красочность, характерную для всего татарского искусства. Способы применения камней в украшениях разнообразны. В некоторых они составляли основу изделия, а металл играл лишь подчиненную роль, выполняя чисто конструктивные функции. В других украшениях камень использовался наравне с металлом и составлял с ним единую орнаментальную композицию. Крайне редко встречались изделия без камней. Камни в украшениях располагались довольно живописно: часто большие камни окружались мелкими, иногда вставки цветных камней покрывали всю поверхность изделия или собирались в виде островков. Самыми излюбленными камнями у татар были сердолик, бирюза, аметист, аквамарин. В различных сочетаниях они встречаются почти в каждом украшении, причем несмотря на некоторую дисгармонию в их комбинациях, цветовая гамма изделий не выглядит грубой и покоряет своеобразием. Широкое применение камней в татарских украшениях до некоторой степени объясняется тем, что татары придавали им символическое значение и использовали как обереги. Наряду с драгоценными и полудрагоценными камнями во всех видах татарских украшений большое распространение имели цветные стекла, которые обрабатывались с той же тщательностью, как и любой благородный камень, и могли равноправно соседствовать с ним в одном изделии.
Наиболее известным центром изготовления уникальных ювелирных украшений издавна была Казань. Более массовые изделия создавались мастерами села Рыбная слобода, где производство украшений развилось в крупный кустарный промысел. По качеству исполнения и по своему художественному уровню украшения, выполненные в традициях татарского искусства мастеров Рыбной слободы, значительно уступали красочным и нарядным изделиям казанских ювелиров. Однако они, будучи более доступными широкому кругу покупателей, были распространены повсеместно у многих народов Поволжья и за его пределами.
Следуя сложившимся традициям, татарские ювелиры создавали своеобразные и самобытные украшения, многие из которых по своим эстетическим качествам и уровню профессионального мастерства не уступали лучшим образцам этого вида художественного творчества других народов России.